Российские космонавты забыли, как выглядят \"звезды\"
На модерации
Отложенный
Сергей Крикалев проработал в космосе дольше всех в мире - более 800 суток, и - никакой награды.
Чиновники не догадываются, что полет на орбиту - это всякий раз подвиг. А за подвиги принято награждать
За полвека люди привыкли, что время от времени кто-то отправляется в космос, трудится там, возвращается. Будничность сообщений прессы скрывает суть и особенности этой работы, причем даже для тех, кто их должен понимать по должности (но, в конце концов, кто сказал, что должность и способность к пониманию предмета должны быть связаны?).
Очень скоро, 12 октября 2008 года, стартует 18-я экспедиция на Международную космическую станцию (МКС). Как принято в последнее время, на Байконур съедутся многочисленные ВИПы, представители государственной власти. Численно их окажется куда больше космонавтов, уходящих в полет, космонавтов-дублеров и космонавтов, обеспечивающих предстартовую подготовку, вместе взятых. Будет позирование перед объективами рядом с экипажем, красивые слова о том, как те или иные госорганы готовятся «принять постановление», «решить вопрос», «выделить средства» и т.д.
Космонавты улетят на работу в космос, и их… позабудут. Потом, при возвращении, кроме заинтересованных коллег экипаж будут встречать лишь журналисты. Впрочем, СМИ ждут не столько космонавтов, сколько баллистического спуска или хоть небольшой, но какой-нибудь нештатной ситуации. Иначе о чем писать? Разве что об очередном космическом туристе.
А те, кто за полгода до того на космодроме жал космонавтам руки, обещал, фотографировался, уже планируют следующий пиар-визит на Байконур и продумывают важные слова, которые надо будет сказать на телевизионную камеру.
Осенью 2001 года на награждении в Кремле я позволил себе протокольную неприличность: в ответном слове сказал, что неловко получать награду, в то время как по предыдущей экспедиции еще даже не было указа. Не успела церемония завершиться, как ответственное должностное лицо, мгновенно наведя по телефону справки, сообщило мне, что в администрации президента никаких задержек нет, просто еще документы не поступили.
Документы не поступили… Конечно, не в почте дело. Такие бумаги пересылаются фельдсвязью. И здесь не какое-то стечение обстоятельств, это система. По сведениям управления президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам (кстати, отмечу для контраста, что для получения полной справки по исследуемому вопросу потребовался всего один звонок туда и три минуты для обращения моего собеседника к базе данных), ситуация на сегодняшний день следующая.
Павел Виноградов, командир МКС-13, возвратился 29 сентября 2006 года, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени указом президента от 24 апреля 2008 года, о чем узнал всего несколько дней назад по случаю от нас. Никто не только не поздравил его с наградой, но даже не удосужился официально сообщить. Награждение (возможно) состоится в середине октября.
Михаил Тюрин, бортинженер МКС-14, возвратился 21 апреля 2007 года. Документы не поступили. Те инстанции одобрили, эти еще не согласовали…
Федор Юрчихин, командир МКС-15, возвратился 21 октября 2007 года. Вопрос на контроле. Пока не одобрили и не согласовали…
Сергей Крикалев - особенно яркий случай.
Первые два его полета (1988/89 и 1991/92 гг.) были оценены по достоинству. Но вот он, командир МКС-11, возвратился три года назад (!), 11 октября 2005 года, из своего шестого полета (не каждый космонавт выполнит столько!), проработал в космосе дольше всех в мире - более 800 суток, и - никакой награды. Более того, на четыре «крайних», как говорят космонавты, экспедиции - в 1994, 1998, 2001 и 2005 годах - у него приходится только орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, низшей. Возможно, государственное руководство считает, что нечего такого награждать, коль скоро для него космические полеты - повседневность. Ну наградите его тогда за то, что вообще вернулся из космоса в наш новый мир. По логике - это подвиг. Вот как обстоят дела с гражданскими космонавтами. Подчеркиваю: г р а ж д а н -с к и м и. Министерство обороны о наградах кос монавтам-военнослужащим никогда не забывает. Может быть, потому что люди в погонах сегодня чуть ли не единственные в стране, кто понимает, что значит подвиг.
Особенно некрасиво выглядит, когда ребята, как единое целое, экипажем работали в космосе, а на Земле их так бессовестно разделяют. Например, полковник Олег Котов стал Героем России и получил награду в Кремле еще 23 февраля, а на его командира Федора Юрчихина документы так и не поступили. Подумайте, какие чувства испытывают товарищи по экипажу!
Чиновники скажут: при награждении гражданских лиц больше инстанций, согласований и т.п. Да что же за систему такую сложили, что на согласование «наличия подвига» уходят годы? А те, кто должен об этом побеспокоиться (среди них и ВИПы на Байконуре), видимо, не считают вопрос достойным собственного времени.
Поэт Михаил Кульчицкий сказал знаменитые слова: «Не до ордена, была бы Родина…» То были иные времена, иные нравственные нормы. Сегодня от Родины эхом вернулось: «Ну не надо, так не надо…»
Сменилась система ценностей. Готовность к подвигу, к самопожертвованию, стремление заниматься тем, что идет на пользу стране, а не себе лично, кажутся хозяевам жизни странными и заместились в головах многих мечтой о большом кармане. Соответственно, государственные мужи, чьи секретарши получают зарплату выше, чем космонавты, никогда не поймут, что значит нравственная оценка подвига и государственная награда как ее выражение.
Да и стоит ли награждать космонавтов, если мизерность их окладов наглядно демонстрирует всю ничтожность людей этой профессии в современной российской системе? Вот только остается вопрос к тем в инстанциях, не обиженных орденами: не компрометирует ли вас тот самый люд в скафандрах, с которым вы соседствуете на фотографиях, красиво расставленных в служебных кабинетах? В самом деле, кто они такие - космонавты? Плебс в экзотическом облачении. Чай, не элита (про нынешнюю элиту сами знаете…) И не звезды, ведь не шоу-бизнес. А других звезд сегодня и не бывает. Даже те, что над головой, в лучшем случае рассматриваются как метафора.
* * *
В конце октября с МКС возвращаются два российских космонавта - Сергей Волков и Олег Кононенко, один - военный, другой - гражданский. Похоже, награды им будут вручать разные президенты. Полковнику Волкову - действующий, инженеру Кононенко - следующий.
Комментарии