Чего опасались убийцы Руслана Ямадаева?

На модерации Отложенный Руслана Ямадаева очень спешили убить. 5 часов вечера, центр Москвы, буквально напротив окон премьер-министра. Чего опасались убийцы — выяснял The New Times.

Руслана Ямадаева, бывшего депутата Государственной думы от партии «Единая Россия» и бывшего заместителя военного коменданта Чечни во время второй войны (2001–2002 годы), расстреляли у дома № 10 на Смоленской набережной. Через дорогу — новое здание мэрии Москвы, левее — здание российского правительства. На самой набережной — посольство Великобритании. Всегда очень осторожный Ямадаев зачем-то приоткрыл водительское окно бронированного мерседеса представительского класса S-600. Автомобиль принадлежит его младшему брату Сулиму, до самого последнего момента возглавлявшему батальон «Восток», который входит в состав Главного разведывательного управления Министерства обороны РФ. На машине — особые номера Федеральной службы охраны с фирменными тремя буквами «А». Справа от Ямадаева в пассажирском кресле сидел генерал-полковник сухопутных войск и бывший военный комендант Чечни (в его подчинении и служил Руслан Ямадаев) Сергей Кизюн. Генерал остался жив, хотя в него выпустили 7 пуль, и он находится под особой охраной в Боткинской больнице Москвы.

Почему и зачем Руслан Ямадаев открыл боковое окно? Почему не насторожился, увидев приближающегося к машине человека в марлевой повязке?

Убийца выпустил в салон машины 16 пуль, после чего благополучно скрылся с места преступления. Да так скрылся, что спустя двое суток после убийства следователям не удалось обнаружить ни машину (предположительно черную ауди), ни оружие, из которого стреляли. То есть убийца был абсолютно уверен в том, что сможет безнаказанно уйти, и не стал даже сбрасывать пистолет-пулемет «Кедр», из которого убивал, что, как правило, делают профессиональные киллеры. Мало того: Кутузовский проспект, с которого Ямадаев свернул на Смоленскую набережную, — правительственная и особо охраняемая трасса, по которой ежедневно ездит все руководство страны и большая часть ее наиболее обеспеченных граждан. Как утверждают в ГИБДД, один из правительственных кортежей должен был пройти по проспекту вскоре после убийства. Однако ни машина убийцы, ни сам киллер не попали в поле зрения ни одной из многочисленных камер слежения, установленных на главной правительственной трассе, утверждают близкие к следствию источники The New Times.

Откуда и куда?

Итак, преступник торопился — в противном случае вряд ли бы так рисковал: при свете дня, в месте, где гаишники и люди в штатском — через каждые десять метров. Значит, нельзя было допустить какой-то встречи, на которую в тот день спешили Ямадаев и Кизюн.

Откуда они ехали? И куда?

Откуда? В районе Кутузовского проспекта живет немало бойцов батальона «Восток»: по сведениям The New Times, они скупали квартиры в знаменитых «сталинских» домах по обе стороны проспекта — здесь когда-то жили руководители ЦК КПСС.

В одной из таких квартир, как утверждают, все последнее время под усиленной охраной жил и Сулим Ямадаев. Тот самый Сулим, которого отстранили от командования батальоном «Восток» в сентябре (а еще раньше он был объявлен в розыск), даже несмотря на то, что бойцы батальона вместе с командиром отличились во время недавних боевых действий в Южной Осетии. Собеседники The New Times в Чечне, близкие к семье Ямадаевых, рассказывают, что в последнее время Сулим очень редко выезжал из дома, а если все-таки выезжал, то его всегда сопровождала усиленная охрана.

Удивительно, но убитый — Руслан Ямадаев — напротив, ездил без охраны и без водителя, во всяком случае в день убийства экс-депутат Госдумы сам был за рулем мерседеса.

Но намного важнее может оказаться другой вопрос: куда ехал Ямадаев?

Встреча с неизвестным

За сутки до смерти Руслан Ямадаев дал интервью газете «Коммерсант». «Давят на нас, — ответил он на вопрос о том, как сейчас обстоят дела их семьи. — Но ничего, мы разберемся». На вопрос же о будущем своего брата Сулима Ямадаева бывший депутат ответил: «У него все нормально, скоро вообще все будет нормально. Пока он не работает, но скоро будет. Пока об этом рано говорить. Сейчас это обсуждается. С начальством обсуждается. Вы скоро услышите!»

Сразу после расстрела на Смоленской набережной еще один брат погибшего (когда-то их было шестеро братьев, сегодня в живых осталось четверо), Иса Ямадаев, сказал, что Руслан в день своей смерти должен был встречаться с одним из «заместителей Медведева». У Дмитрия Медведева, как известно, заместителей нет. В интервью The New Times Иса Ямадаев подчеркнул, что ему неизвестно имя человека, с которым у погибшего брата была назначена встреча. Но он точно знает, что этот «неизвестный» — высокопоставленный сотрудник администрации президента.

На этой встрече, по словам Исы, Руслан Ямадаев должен был обсудить будущее своего брата и батальона «Восток». Правда, состоялась ли уже встреча или Руслан Ямадаев только направлялся на нее, его брат не знает. «Мы узнаем все до конца, — пообещал Иса Ямадаев. — Мы узнаем каждую деталь».

Близкие к семье Ямадаевых собеседники The New Times в Чечне не исключают, что Руслан Ямадаев мог обсуждать также и свое возможное назначение.1 «Руслан говорил, что хочет вернуться в большую политику и предпринимает для этого некоторые шаги, — сказал собеседник The New Times. — У него были контакты в Кремле, и он пытался защитить «Восток» и свои позиции в Чечне». При этом собеседник The New Times не исключил, что переговоры Ямадаев вел с первым заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым, которого называют куратором этого региона в Кремле. Более того, тот же источник говорит, что Руслан, скорее всего, и ехал на встречу с Владиславом Сурковым. The New Times пытался проверить эту информацию в администрации президента — безуспешно.

Итак, куда ехал убитый? Машина его свернула с Кутузовского проспекта направо и встала под стрелку — тоже направо, ожидая зеленого сигнала: тут-то его и настиг киллер. Если бы этого не случилось, то эта дорога привела бы Руслана Ямадаева аккурат к зданию правительства. Конечно, возможно, что у Ямадаева были запланированы встречи в популярных ресторанах напротив Центра международной торговли, до них от смертельного для Ямадаева поворота чуть больше километра. Но время: 5 часов дня — слишком поздно для ланча и слишком рано для делового обеда. Зато как раз то время, когда удобно встречаться с чиновниками в их рабочих кабинетах: излет рабочего дня, совещания уже отгремели, до радостей вечерней жизни еще далеко.

Месть?

Убийство Ямадаева ставит, скорее всего, крест на карьерном будущем его брата. У Сулима Ямадаева никогда не было хороших связей в московских политических кругах. При этом Сулим Ямадаев уже успел обвинить в организации убийства главу Чечни Рамзана Кадырова2 и пообещал отомстить ему сразу после окончания священного для мусульман месяца Рамадана. Рамадан заканчивается в этом году 29 сентября. Как пояснил The New Times председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, во время Рамадана мусульмане должны избегать войн, мести и всяческого насилия: следовательно, либо организатор совершил грех перед исламом, либо он не правоверный мусульманин и след его — не в Чечне. Где?

История конфликта

Всерьез СМИ заговорили о конфликте между Кадыровым и Ямадаевыми после того, как Руслан Ямадаев не попал в списки «Единой России» и лишился места в Госдуме.

В публичное поле конфликт вылился в апреле 2008 года. Формальным поводом стало столкновение кортежей президента Чечни и командира батальона «Восток» на дороге. Машины не смогли разъехаться, и дело чуть не обернулось стрельбой.

После этого Рамзан Кадыров обвинил Ямадаевых во множестве преступлений, включая похищения и убийства мирных жителей. Сулим и Бадруддин Ямадаевы были объявлены в розыск, а чеченский лидер начал операцию по установлению контроля над батальоном «Восток».

История получила неожиданное продолжение после того, как бойцы «Востока» приняли участие в боевых действиях на территории Южной Осетии и Грузии, продемонстрировав, что их подразделение является едва ли не самым боеспособным и дисциплинированным в российской армии.

После окончания войны братьев Ямадаевых разыскивать перестали, но при этом отстранили от командования «Востоком». Официально Сулим Ямадаев был уволен из Минобороны России.

Рассказывая в апреле о конфликте двух кланов, The New Times писал: «Учитывая непоколебимость позиций Кадырова как в самой Чечне, так и в Кремле, шансы Ямадаевых на победу в противостоянии с чеченским президентом минимальны. Вариантов у них тоже немного. Первый — мирно исчезнуть из Чечни, как это сделал бывший президент Алу Алханов. Второй — повторить судьбу Байсарова, которого даже бегство в Москву не спасло от расстрела (командир отряда «Горец» Мовлади Байсаров был убит чеченскими милиционерами 18 ноября 2006 года на Ленинском проспекте в Москве). Третий — оставаться в Чечне до конца, но с риском повторить печальную судьбу омоновца Дахиева (командир чеченского ОМОНа Бувади Дахиев погиб при невыясненных обстоятельствах на чечено-ингушской границе 13 сентября 2006 года)».

1 После начала конфликта Ямадаевых с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым Ямадаев-старший не попал в списки «Единой России» и по итогам голосования 2 декабря 2007 года лишился депутатского мандата.

1 Сам Кадыров уже выразил соболезнования семье Ямадаевых и заявил о своей непричастности к убийству.

Илья Барабанов