Российский бизнес не определился с формой патриотизма
На модерации
Отложенный
В начале недели в Москве прошло очередное заседание Столыпинского клуба, объединившего политиков и бизнесменов на зыбкой почве либерального патриотизма. Тема заседания — «Россия против Запада: последствия для российского бизнеса» — была чревата клубной междоусобицей, однако все обошлось. Либералы, как водится, призвали не ссориться с Западом, а патриоты — жестко отстаивать российские интересы. Правда, как увязать эти две цели, до конца неясно.
Либерально-патриотический Столыпинский клуб был основан 18 декабря 2006 года с целью возрождения традиции горячих споров и экспертных дискуссий о судьбах Родины. Возможность споров заложена в самом понятии «либеральный патриотизм», поскольку либерализм предполагает примат свободы личности над волей государства, а патриотизм слишком часто требует этой свободой жертвовать. Это базовое противоречие усугубила поляризация общественных настроений после войны на Кавказе.
Первым камнем преткновения стало само понятие «патриот России». Как выяснилось, к этой почтенной категории относят себя все собравшиеся, но быстро выяснилось, что идеальный образ России у участников клуба не совпадает. «Надо избегать конфронтации с противником, который заведомо тебя сильнее, — заявил экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков. — Как патриот России я категорически против втягивания страны в конфронтацию с Западом, так как исход мне заранее ясен». Его поддержал политолог Марк Урнов: «Напряженность с Западом приведет к сокращению инвестиций и ухудшению их качества».
Представители деловой среды полагают, что главная причина оттока капитала — структурные проблемы экономики России.
«Падение рынков из-за ситуации в Осетии — пропаганда», — заявил председатель совета директоров ОАО «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович. «Причина случившегося в перекошенной структуре наших финансовых рынков: большую долю на них занимает спекулятивный иностранный капитал, который по разным причинам резко покидает рынок через банковский и фондовый сегмент», — пояснил глава ГК «Атон» Евгений Юрьев. Доля иностранного капитала в банковской системе России, по оценке г-на Юрьева, — 50%, на фондовом рынке — 70—80%. Чтобы не сидеть на пороховой бочке в ожидании очередного кризиса, надо наращивать долю национального капитала — иначе «деньги при любой провокации улетят в другую страну, где им покажется лучше».
По словам главы «Деловой России» Бориса Титова, Россия должна выстраивать равноправный, жесткий и продуктивный диалог с Западом и при этом модернизировать собственную экономику. Необходимые технологии можно получать, в частности, покупая западные компании при поддержке государства. Впрочем, даже такой поддержки бизнесу может не хватить. Гендиректор ОАО «Радиозавод им. А.С. Попова» Иван Поляков назвал войну на Кавказе реакцией на попытку легальной экспансии российского бизнеса за рубеж. Если же России удастся модернизировать экономику, ее отношения с Западом обострятся еще больше, прогнозирует политолог Михаил Делягин.
Татьяна Фроловская, Виктор Ядуха
Комментарии