СПС. Прощальное
На модерации
Отложенный
Осенью 1995 года, в разгар парламентской избирательной кампании, партия «Демократический выбор России» перешла в оппозицию властям, отступившим от либерального курса. «Неужели вы не понимаете, что потеряете голоса?» — интересовались социологи у лидеров ДВР. «Понимаем, — отвечали те. — Но разве можно поступить иначе?»
Я всегда гордился принадлежностью к «Демвыбору», а позднее — к Союзу Правых Сил. Его основатели были не просто политиками — они были моральными лидерами.
Михаил Молоствов — философ, диссидент, дворянин (по духу, не только по крови), сидевший по 58-е статье в Дубравлаге и Мордовии и ни разу не сломавшийся. Сергей Ковалев — редактор знаменитой «Хроники текущих событий», узник совести, правозащитник, во все времена ставивший порядочность и правду выше любых политических и псевдогосударственных соображений. Сергей Юшенков — военный, патриот, настоящий демократ, в августе 1991-го убедивший танковый батальон майора Евдокимова перейти на сторону защитников Белого дома. Борис Немцов — реформатор, самый успешный губернатор в России, привезший в Кремль и положивший на стол президента миллион подписей против чеченской войны.
Конечно, у нашей партии было и другое крыло. То самое, запомнившееся лозунгом «Путина — в президенты, Кириенко — в Думу» и фразой о «возрождении российской армии в Чечне». Рано или поздно СПС должен был сделать выбор. В конце минувшей недели он его сделал.
Каждый человек сам пишет свою биографию. Одни становятся борцами, другие — коллаборационистами. Кто-то, как Владимир Буковский и Андрей Сахаров, перед лицом репрессий отстаивают свои убеждения и никогда не идут на компромисс со злом. А кто-то предпочитает путь наименьшего сопротивления, оправдываясь намерениями «повлиять» на зло изнутри.
Мало кто вспоминает, что в Германской демократической республике — одной из самых репрессивных стран Варшавского блока, так вдохновившей нашего «национального лидера», — существовала «многопартийная» система. Помимо правившей Социалистической единой партии в «парламенте» ГДР заседала и «оппозиция» — Христианско-демократический союз и Либерально-демократическая партия. Их квоты по количеству депутатских мандатов определялись заранее, еще до «выборов», и их «депутаты» оттеняли коммунистический режим в течение нескольких десятилетий.
Вот только в осенние дни 1989 года, когда рушилась Берлинская стена и тысячи людей выходили на улицы завоевывать свою свободу, об этих «либералах» почему-то никто не вспоминал. И, наверное, уже мало кто помнит, что в противовес учрежденной в 1976 году диссидентами Московской Хельсинкской группе (Орлов, Боннэр, Григоренко, Щаранский — их имена узнал весь мир) коммунистические власти создали фиктивную «Хельсинкскую группу» во главе с «либералом» от КПСС Федором Бурлацким. Ее голоса в защиту узников совести или протесты против политических репрессий так никто и не услышал.
На прошлой неделе руководство Союза Правых Сил сделало свой выбор: отказаться от непростого, но честного пути оппозиции и стать декорацией на фасаде авторитарного режима, создавая ему «либеральный» имидж и имитируя многопартийность. Сразу после этого я написал заявление о выходе из рядов СПС и о сложении с себя полномочий члена федерального политсовета. Это было, пожалуй, самое трудное решение за десять лет общественной деятельности. Но другого выбора быть не могло.
Известный солженицынский принцип «жить не по лжи» должен, я убежден, служить нравственным ориентиром для каждого политика. Сотрудничество либералов с режимом, уничтожившим политические свободы, вернувшим чекистские методы управления и борьбы с оппозицией и загоняющим страну в международную изоляцию, вряд ли согласуется с этим принципом.
У всех, кто не готов играть в «лояльную оппозицию его величества», есть выбор. 13 декабря в Москве пройдет учредительный съезд объединенного демократического движения. В его создании участвуют люди, чья репутация не вызывает сомнений: Владимир Буковский, Борис Немцов, Гарри Каспаров, Никита Белых, Максим Резник и другие известные российские демократы. Они не будут бегать в Кремль за разрешениями и регистрационными справками, выпрашивать проценты на фальшивых выборах и согласовывать каждую запятую своих «конструктивно-оппозиционных» заявлений с кураторами на Старой площади. Они будут честно защищать идеалы и интересы миллионов демократических избирателей, которых не удастся обмануть бутафорскими проектами.
Кремлевские пропагандисты, поспешившие объявить капитуляцию СПС концом демократического движения в России, серьезно ошиблись. Настоящая работа только начинается.
Владимир Кара-Мурза
Комментарии
Лично к Вам нет претензий. К Буковскому тоже, хотя я с ним и не пересекался. Однако считаю, что фразы типа \"Они будут честно защищать идеалы и интересы миллионов демократических избирателей, которых не удастся обмануть бутафорскими проектами\" являются популистскими. Было бы лучше, если бы Вы после слова \"интересы\" написали \"каждого из\".
\"Они будут честно защищать идеалы и интересы миллионов демократических избирателей, которых не удастся обмануть бутафорскими проектами\" есть декларация любой отечественной партии. Далеко не в каждую партию обращаются с письмами. Далеко не каждая партия способна довести \"до результата\" конкретное обращение. О необходимости такой работы с потециальным избирателем еще бывший член СПС Ю. Нисневич говорил лет 10 назад. Я ответственно заявляю, что на политическом \"небосклоне\" страны нет и не было ни одной партии, которая бы работала \"с интересом\" с конкретным материалом. Между прочим, это работа политическая (не путать с партийно-политической работой). Такую работу осуществляет, например, администрация президента РФ. Любой человек, независимо от своих политических убеждений, может обратиться туда и его проблема бу...