Белоруссия требует от Европы отмены санкций

На модерации Отложенный

Беларусь ждет от Европы отмены всяческих санкций, которые европейцы ввели. Об этом, как передает "БЕЛТА", заявил глава белорусского государства Александр Лукашенко сегодня на встрече с вице-председателем ПА ОБСЕ, главой миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах в Беларуси Анн-Мари Лизен.

Беларусь не пойдет на улучшение отношений с Европой в ущерб российскому вектору.

"Если от нас будут требовать, чтобы мы улучшали отношения с Европой за счет российского вектора, мы на это не пойдем. У нас традиционно хорошие отношения с россиянами. Не думаю, что Европе будут выгодны плохие отношения Беларуси с Россией", - подчеркнул глава государства.

Президент Беларуси призвал наблюдателей от ОБСЕ не торопиться скоропалительно давать какую-то оценку парламентским выборам в Беларуси под диктовку какого-то государства. Александр Лукашенко выразил убежденность в том, что наблюдатели должны еще "серьезно посмотреть и оценить состоявшуюся избирательную кампанию в Беларуси".

Ни один из кандидатов оппозиции Белоруссии не прошел в парламент на прошедших в выходные выборах, которые президент Александр Лукашенко обещал сделать «беспрецедентно демократичными», надеясь улучшить отношения с Западом.

Евросоюз и ОБСЕ назвал проведение в Белоруссии прозрачных и демократичных выборов одним из главных условий рассмотрения Евросоюзом вопроса об улучшении двусторонних отношений, а также об отмене санкций. Лукашенко с приближением парламентских выборов стал все более поворачиваться лицом к Западу. Он пообещал, что выборы будут честными и свободными и что Запад увидит «образец демократии». Незадолго до выборов он освободил из тюрьмы трех оппозиционеров, в том числе Александра Козулина, которых на Западе считали политическими заключенными, а также позволил оппозиционерам участвовать в выборах.

С середины 90-х годов этого США и Евросоюз неизменно критиковали все проходящие в Белоруссии выборы и раз за разом вводили санкции против властей страны. После парламентских выборов 2004 года министры иностранных дел стран Европейского союза приняли решение запретить въезд руководителей Белоруссии на территорию ЕС. После президентских выборов в 2006 году и без того скверные отношения с Западом, где Белоруссию называют «последней диктатурой Европы», стали еще хуже. Тогда Лукашенко стал президентом в третий раз, а оппозиционер Александр Козулин оказался за решеткой. В ноябре 2007 года американские власти ввели санкции в отношении белорусского концерна «Белнефтехим». В частности, они предусматривали замораживание всех находящихся под юрисдикцией США банковских счетов концерна и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счетов дочерней компании «Белнефтехим USA».

Кроме того, американским бизнесменам предписывалось воздержаться от контактов с этим концерном. В марте 2008 года США распространили санкции на предприятия, в которых «Белнефтехим» обладает прямым или косвенным доходом в размере 50% или более. После этого начались белорусско-американские «дипломатические войны»: стороны стали отзывать своих дипломатов, МИД Белоруссии объявил 10 американских дипломатов персонами нон грата. Ситуацию дополнительно осложнили шпионские скандалы.

На этот раз Лукашенко, видимо, решил избежать дальнейших ссор с Западом, тем более что его отношения с Москвой также не безоблачны – до сих пор существуют разногласия о ценах на российский газ. После прекращения льготных поставок газа из России белорусская экономика несет убытки, и Лукашенко начал делать конкретные шаги, чтоб смягчить изоляцию страны. Показательной стала новость о том, что в марте белорусский лидер ради улучшения имиджа нанял британского ветерана политического пиара Тимоти Белла, который работал с Маргарет Тэтчер, генералом Аугусто Пиночетом, Борисом Ельциным и эмигрантом Борисом Березовским.

Показательно также и поведение Лукашенко во время российско-грузинского конфликта: тут доходило до того, что президент Белоруссии произнес какие-то слова в поддержку России лишь после окрика из Москвы. И то слова поддержки звучали скорее как ирония: «Это была спокойная, тихая реакция, которая привела к тому, что в регионе установился мир теперь очень надолго. Это было сделано очень аккуратно и красиво», – сказал Лукашенко об операции по принуждению Грузии к миру. Что касается признания вслед за Москвой Абхазии и Южной Осетии, то белорусские власти официально делать этого пока не собираются. Лукашенко лишь на словах согласился с моральным правом Москвы на признание независимости двух республик, переложив решение о признании Абхазии и Южной Осетии на новый парламент.

Как говорил в интервью «Полит.ру» эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров, Лукашенко ведет игру на улучшение отношений Белоруссии с Западом. В свою очередь, у Москвы есть много возможностей влиять на режим Лукашенко, но и у Лукашенко есть некоторые возможности: например, в качестве ответа на размещение системы ПРО США в Польше и Чехии фигурировали российские ракеты, которые Россия может поставить в Белоруссию. Поэтому Лукашенко сейчас располагает хорошими возможностями для торга.