Коррупция съедает треть бюджета России

На модерации Отложенный

Треть бюджета страны уходит в карманы коррумпированных чиновников. Об этом на семинаре "Организованная преступность России и экономика страны" заявил советник главы МВД, бывший глава этого ведомства Анатолий Куликов, сославшись на данные фонда ИНДЕМ. Из фигурантов возбужденных в 2008 году уголовных дел против коррупционеров 757 человек -- почти четверть -- субъекты с особым правовым статусом: следователи, прокуроры, адвокаты, судьи, депутаты законодательных органов муниципального и регионального уровней.

Любопытно, что в оценке уровня коррупционности чиновников у МВД собственных данных нет. Цифры, приведенные г-ном Куликовым, взяты из исследований фонда ИНДЕМ. По оценке ИНДЕМ, на взятки чиновничеству предприниматели тратят ежегодно 33,5 млрд долл., «бытовая» же коррупция обходится россиянам в 3 млрд долл. "Наметившаяся сейчас активизация борьбы с коррупцией, хочется верить, не акция, а тенденция», -- отметил Анатолий Куликов, имея в виду национальный план противодействия коррупции, объявленный президентом Дмитрием Медведевым.

Как заявил на прошлой неделе глава президентской администрации Сергей Нарышкин на заседании президиума совета по противодействию коррупции, пакет законов о противодействии коррупции президент может внести в Госдуму 30 сентября. До 1 октября всеми федеральными ведомствами, задействованными в борьбе с коррупцией, должны быть подготовлены собственные антикоррупционные планы.

Несмотря на пакеты законопроектов, над которыми готовы работать чиновники, большинство россиян по-прежнему считают, что коррупция в России непобедима. Согласно данным августовского опроса фонда «Общественное мнение», о том, что коррупция неистребима заявили 57% опрошенных. И лишь 29% верят в возможность ее искоренения. За последние год-два коррупция среди должностных лиц в России, по мнению 45% опрошенных граждан страны, увеличилась. Оценивая, какая часть должностных лиц России подвержена коррупции, 16% россиян сказали, что коррумпированы все, 46% -- что большинство. Ответ "меньшинство" давали очень немногие (5%), вариант "никто" не был выбран вовсе.

Парадоксальным образом сегодня доля уверенных в победе над коррупцией на 5% ниже, чем в марте, до объявления национального антикоррупционного плана. Впрочем, это неудивительно. Социологи в ходе опроса попытались выяснить степень осведомленности российских граждан о национальном плане противодействия коррупции.

Выяснилось, что более половины россиян (53%) впервые слышат о том, что глава государства подписал такой план, 30% что-то об этом слышали; сказали, что они знают об этом факте, только 13% россиян.

Будучи мало осведомленными о существовании самого плана противодействия коррупции и тем более о его содержании, россияне в ходе опроса не смогли высказать однозначного мнения о перспективах нового захода на борьбу с коррупцией: 35% полагают, что реализация плана приведет к снижению уровня коррупции в России, 34% -- что этого не произойдет (больше всего пессимистов среди жителей Москвы -- 44% респондентов).

Главу фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова не удивляет, что россияне считают коррупцию неистребимой. Нынешний национальный план противодействия коррупции, по его словам, оставляет желать лучшего. «Необходимо сформулировать цели, должны быть индикаторы их достижения. Ни того ни другого в плане пока нет», -- говорит он.

Нужно ужесточить Уголовный кодекс в части наказания за получение взяток, в свою очередь заявил журналистам сенатор Исса Костоев, представляющий Совет Федерации в Генпрокуратуре. "Необходимо вновь вернуть норму, которая предусматривала более серьезное наказание за рецидив этого преступления, то есть за неоднократное получение взятки", -- убежден он. По мнению г-на Костоева, одинаковая мера наказания для "завзятых взяточников" и для тех, кто это делает впервые, увеличивает число преступлений в этой сфере.

Член комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Амир Галлямов сообщил, что верхняя палата уже разработала ряд антикоррупционных предложений, касающихся совершенствования действующего законодательства в этой сфере. "Народ разуверился во власти и не верит, что коррупцию можно победить" -- так объяснил сенатор данные социологических опросов. В связи с этим он призвал начать антикоррупционную борьбу с властных структур. Это позволило бы, по мнению г-на Галлямова, продемонстрировать общественности, что власть готова на очень жесткие меры в борьбе с коррупцией. "Борьба с коррупцией должна начаться с самого верха. Руководители всех уровней власти в стране должны продемонстрировать свою готовность бороться с этим злом", -- заявил сенатор.

Ирина Склярова