Лукашенко начал цинично лавировать между Россией и Западом
На модерации
Отложенный
Президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь оказался в центре внимания: он начал довольно цинично лавировать между Россией и Западом, давая им понять, что готов к переговорам, торговле, договорам и т.д.
Чтобы ублажить Запад, он выпустил из тюрьмы своего тезку, конкурента на президентских выборах и оппонента Александра Козулина. Последний смог даже съездить в США на "завтрак свободы", где президент Буш принимал оппозиционеров и диссидентов из целого ряда государств: КНДР, Сирии, Мьянмы, Кубы, Венесуэлы, России. Чтобы не испортить отношений с Россией Александр Григорьевич назвал российские действия в Грузии "умными" и "последовательными", хотя Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами не признал.
А западным корреспондентам свою позицию (а заодно и позицию некоторых других руководителей стран СНГ) объяснил предельно четко: "Используя финансовые и экономические рычаги, а также личные связи с руководством государств постсоветского пространства вам пока что удалось добиться того, что страны СНГ или, по крайней мере, члены ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) не последовали примеру России. Для некоторых из них отношения с Америкой и ЕС важнее отношений с Россией. Но кто готов поручиться, что ничего не изменится? Ведь сила России растет, ее влияние в бывших советских республиках увеличивается".
Вообще высказывания белорусского батьки в последнее время поражают откровенностью: он, конечно, готов повернуться лицом к Европе и США, но за вполне определенные коврижки и на вполне определенных условиях.
В минувшие выходные в Белоруссии прошли парламентские выборы, а представители ОБСЕ, которых руководство страны (в отличие от своих российских коллег) впустило понаблюдать за этим демократическим действом, отметили незадолго до этого, что "внешних признаков, свидетельствующих о том, что проходят выборы, наблюдается крайне мало".
С другой стороны, Александр Григорьевич пошел на беспрецедентные демократические шаги: на первом этапе выборов власти даже включили оппозиционеров в окружные избирательные комиссии, правда, потом убрали их оттуда – от греха подальше. В участковые же комиссии, где происходит непосредственный подсчёт голосов и, как правило, бывают наиболее серьезные подтасовки, оппозиционеров не стали пускать вообще. Три четверти кандидатов от Объединённых демократических сил (ОДС) оказались зарегистрированы, правда, в незарегистрированную четверть попали наиболее известные оппозиционеры. В итоге ни один из представителей оппозиции, по предварительным данным, не прошел в парламент Белоруссии.
Учтем при этом, что именно западная оценка белорусских парламентских выборов является определяющей в плане возможностей Лукашенко дрейфовать от России к Западу. И то, что он не готов был "поступиться принципами" и принять западные правила игры при избрании нового парламента, говорит абсолютно ясно: в Европу Александр Григорьевич, конечно, хочет, но бежать "задрав штаны" за западными демократами не собирается.
Тем более, что для самих граждан Белоруссии выборы, как в советские времена, потеряли свой изначальный смысл.
Но есть и экономический аспект: не так давно Всемирный Банк признал Белоруссию одной из самых прогрессирующих стран в области реформировании экономики. А на экономические реформы нужны немалые средства. Где их взять? Какие иностранные инвесторы принесут свои капиталы "последнему диктатору Европы"? Как переломить ситуацию?
И тут подвернулся российско-грузинский конфликт. Министры иностранных дел Литвы и Польши, стран, исключительно резко вставших на сторону Михаила Саакашвили, начали переговоры со своим белорусским коллегой. Цель их абсолютно ясна: оторвать от России наиболее зависимого союзника.
И Александр Григорьевич в чем-то их обнадежил. В интервью журналистам из Financial Times и Frankfurter Allgemeine Zeitung он неожиданно заявил: "Боже упаси Россию попытаться пойти на подобные шаги в отношении Белоруссии. При таком невообразимом развитии событий у Европы будет полное право противостоять России, не ограничивая себя в методах и средствах давления".
Разумеется, президент Белоруссии прекрасно знает, что никакой войны между Россией и его страной не будет. И признав, что пятидневная война в Южной Осетии "это не конфликт России и Грузии – это американцы получили по зубам впервые за долгие годы", он показал свое понимание последних событий. Но сегодня Александру Григорьевичу нужны козыри в игре и на Востоке, и на Западе.
Отпустив Козулина, он заработал снятие американских санкций с двух белорусских предприятий. Завтра, когда надо будет подписывать новый договор с "Газпромом", он найдет, что приятное сделать и сказать для России. Недаром уже сейчас речь идет о том, что новый парламент может признать Абхазию и Южную Осетию.
Оказавшись между Россией и ЕС, Лукашенко демонстрирует чудеса политической эквилибристики. При этом он, безусловно, руководствуется известным принципом: у его страны нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов – только постоянные интересы. В отношении России эти интересы очень ясны. Союз наших стран (так и не ставших, как предполагалось когда-то, единым государством) держится на скрытых и явных дотациях белорусской экономике. При этом Александр Григорьевич не прочь время от времени покритиковать своего единственного донора. "Российская политика все больше уподобляется американской. Появились некие имперские замашки. Мы находимся между Западом и Россией. Мы мост между Россией и Западом", – это было сказано не в августе 2008 года, это Лукашенко говорил в феврале 2007 года в интервью агентству Reuters. И сегодня идея такого "моста", наверное, еще больше греет душу батьке. Особенно, если с обеих его сторон в Белоруссию будут исправно идти деньги. Лукашенко ведь исключительно практичен.
Комментарии