Модернизация армии позволит доить госбюджет бесконечно долго

На модерации Отложенный

Уважаемые дамы и господа, спешу сообщить вам о совершенном вашим покорным слугой открытии почти что исторического масштаба. Буду краток: мною открыт главный принцип функционирования созданной нашим всем вертикали власти (скромно надеюсь, что в дальнейшем эта закономерность будет называться принципом Гольца).

Итак, чем абсурднее идея, тем больше вероятность, что она будет одобрена российской бюрократией, так как невыполнимая идея позволяет доить госбюджет бесконечно долго.

К вышеозначенному открытию меня подтолкнуло заявление Дмитрия Медведев о планах развития наших славных Вооруженных сил. В общем, я готов вполне всерьез отнестись к тем пяти направлениям развития нашей армии, которые сформулировал президент. И к переводу всех боевых соединений в состояние постоянной готовности, что фактически должно означать отказ от призыва (ведь готовность к немедленным действиям несовместима с наличием в подразделениях необученных солдат). И к повышению эффективности системы управления ВС (что предполагает единое командование соединениями всех родов войск, что до сих пор недоступно нашим генералам). И к совершенствованию системы подготовки кадров, военного образования и военной науки. И к оснащению армии самым современным оружием. И, наконец, к улучшению социального самочувствия военнослужащих.

Все это безусловно важные направления развития армии. И было бы чрезвычайно интересно обсудить каждое из них. Я уже собрался сделать это. Но тут же прочитал, что Медведев заявил о намерении создать некую систему воздушно-космической обороны. Идею эту озвучил полтора года назад еще не впавший в опалу Сергей Иванов. И она была дружно осмеяна всеми экспертами, кто еще рисковал в то время защищать законы физики перед лицом административного ресурса.

Логика авторов проекта была простой, как дубина: проклятый супостат планирует воздушно-космическое нападение. Стало быть, мы противопоставим ему нашу воздушно-космическую оборону. Для чего объединим в одну систему средства ПВО и космической обороны.

При этом есть одна небольшая проблема, на которой авторы богатой идеи предпочли не заострять внимания высокого начальства.

Более-менее понятно, что понимается под воздушно-космической операцией. Разведывательные спутники обнаруживают цели и передают целеуказание на боевые самолеты или даже крылатые ракеты. Однако проблема в том, что отражение такого нападения требует действий в двух разных средах, причем системы космической и противовоздушной обороны ну никак не сопрягаются. Принципиально разные диапазоны действия систем радиолокации, совершенно разные системы перехвата. Вражеские объекты в космосе летят по одним законам физики, а те, что в воздушном пространстве, — по другим.

Однако законы физики — ничто по сравнению с желанием бюрократов (военные здесь не исключение) поставить что-нибудь под свой контроль. И запросить у государства под реализацию этой грандиозной идеи миллиарды рублей. По мнению специалистов, в лучшем случае удастся завести в одно здание мониторы, куда поступает информация со станций космических сил, и мониторы с данными систем ПВО. В идеале всю эту информацию удастся свести на один экран. Однако все это никак не будет означать создания единой системы, на которую, повторю, будут истрачены немереные деньги.

Штука даже не в том, что высшие руководители государства оказались увлечены в целом бессмысленной идеей. Штука в том, что они увлечены идеей осмеянной и публично объявленной абсурдной.

Этому может быть два объяснения. Или им известно нечто, что совсем неизвестно экспертам. То есть новые физические законы. Или же, что подтверждает принцип Гольца, заинтересованные лица не позволили им узнать, что есть эксперты, полагающие, что создание системы воздушно-космической обороны противоречит известным законам физики. И то, что бредовая идея остается в повестке дня, ставит под сомнение способность власти реализовать те действительно важные задачи, которые она вроде бы наметила.

Александр Гольц