Россия склоняется к полуторапартийности

На модерации Отложенный

Большинство россиян не признает за партиями особой значимости в политической жизни страны. Но противников многопартийности в обществе от этого больше не становится. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по итогам последних опросов.

Почти треть россиян (32%) полагает, что значимость партий в нынешней России "не слишком существенна". Еще 23% уверены, что партии "не имеют никакого значения". Два года назад такой точки зрения придерживалось на 9% россиян больше. Но это, как показывают опросы, еще не означает, что партии как институт существенно прибавили популярности в глазах россиян. Если в 2006 году 24% россиян признавали за партиями существенную роль в жизни общества, то теперь 27% (при статистической погрешности опросов 3,4%). При этом существенно — с 11% до 19% — увеличилась доля россиян, которые затрудняются сказать что-либо определенное о роли партий.

На этом фоне лишь 15% граждан считают, что в России сформировалась реальная многопартийность (два года назад так думали 17%). Более того, в 2006 году 48% россиян считали, что "без многопартийности невозможно построить современное общество". Теперь же так думают лишь 38%.

При этом, как отметил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, таких, кто считал многопартийность для России не нужной, "как было 30%, так и осталось". Зато возросло (с 21% до 32%) число россиян, которые затрудняются оценить нынешнее состояние многопартийности. Этот показатель, по словам господина Федорова, точнее всего передает состояние общества в целом: "Ведь у нас сейчас многопартийность превращается в малопартийность, и простые люди пока слабо разбираются, что это такое и к чему это приведет".



Однако опрошенные заметили, как на фоне сокращения количества партий укрепилась одна из них — "Единая Россия". Два года назад 42% россиян признавали в ней единственную сильную партию в стране, теперь — 57%. Если исходить из этих данных, то общественное мнение россиян, по оценке Валерия Федорова, "может склониться к тому, что политологи называют "полуторапартийной системой"". Пока же, подчеркивает он, "в обществе идет освоение этой новой политической реальности".

Правда, оппозиционные партии считают эту реальность "виртуальной, искусственно созданной властью". Секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов уверен, что "если бы в прямой эфир ведущих телеканалов регулярно допускались представители хотя бы тех партий, которые имеют фракции в Госдуме, то россияне имели бы иное мнение и о многопартийности, и о реальной силе той партии, которую они сейчас считают единственной". Однако, по мнению профессора Международного эколого-политологического университета Сергея Черняховского, никаких преференций для оппозиционных партий власть создавать не будет: "Поэтому у оппозиции — и у левой, и у правой — выбор прост: участвовать в виртуальном политическом процессе либо попытаться его поломать. Пока российские партии, судя по их практическим шагам, склоняются к участию в виртуальном процессе".

Виктор Хамраев