Невский проект
На модерации
Отложенный
Проект "Имя России", в котором из ста предложенных персон можно было выбрать исторического деятеля, "олицетворяющего Россию и ее прошлое", вступил в завершающую фазу. Оглашены 12 победителей, определившиеся телефонным и интернет-голосованием. С отрывом почти в триста тысяч голосов победил князь Александр Невский. За ним следуют Пушкин и Достоевский.
Проект, широко разрекламированный по радио и телевидению, чуть было не окончился крупным скандалом. Потому что долгое время лидирующее место в рейтинге занимал Иосиф Сталин. Человек, погубивший миллионы жизней, – вот кого благодарное население считает гордостью России… Об этом писали многие российские и зарубежные СМИ. Организаторы предотвратили конфуз. Популярность Сталина (которая, кстати, доказывается и социологическими опросами) списали на уловки хакеров, и к концу голосования Сталин сместился с первого на последнее, двенадцатое место.
Итак, князь Александр Невский потеснил Сталина и теперь открывает список наиболее выдающихся "имен России". Сталин список замыкает. Можно ли этому радоваться? Едва ли. Александр Невский и Сталин, отделенные друг от друга несколькими фамилиями, перекликаются из крайних позиций списка, как перекликаются они и в российской истории, отделенные друг от друга несколькими столетиями. Иосиф – это эхо Александра: Сталин просто довел дело Невского до конца, дело власти, которую усиливают любой ценой и любыми средствами. Сталин в конце и Сталин в начале — вот оно, "имя России"…
Иногда беззвучная перекличка князя и вождя народов становится слышимой всем. Так, на этой неделе "Союз православных граждан" предложил назначить Александра Невского небесным покровителем ФСБ. Сложно было предложить более подходящего "небесного покровителя" для карательных органов, безотказная система которых создавалась как раз при Сталине – ФСБ, правопреемница КГБ, ведет свою историю со времен сталинского террора.
Вообще князь Александр (наряду с Иоанном Грозным) – это наиболее популярный пропагандистский образ времен Сталина. Вспомним хотя бы фильм Эйзенштейна. Образ Александр, проводящего "тотальную мобилизацию" в Новгороде и прогоняющего злобных рогатых немцев, служил замечательным оправданием политики Сталина, который под предлогом борьбы с внешней угрозой опутывал общество сетью тоталитаризма.
Вполне вероятно, что на высоком уровне уже решено, каким будет "имя России" (сделать это не сложно, учитывая мутные механизмы голосования и переголосования, которые используются в проекте). Осмелюсь предположить, что "именем России" станет как раз Александр Невский (итоги проекта будут подведены в конце года). Слишком уж князь удобен кремлевской пропаганде. Антизападная политика нынешнего российского руководства, сопровождающаяся свертыванием демократии и гражданских свобод, лучшее свое оправдание найдет в образе Александра Невского, которым уже воспользовался Сталин в схожих целях.
Дескать, на Западе живут злобные рогатые рыцари, которые только и думают о том, чтобы нас уничтожить. И если для борьбы с ними придется поступиться своими свободами и интересами (как в фильме требовал "мудрый" князь от "своекорыстных" новгородцев), надо с этим безропотно согласиться и припасть к "сильной руке", которая защитит нас (в обмен на безоговорочную покорность). Так что не стоит удивляться, если скоро по телевизору начнут крутить ура-патриотические "документальные фильмы" про Александра Невского, как крутили фильм отца Тихона (Шевкунова) о Византии. Александр Невский в качестве "имени России" – это просто замаскированный сталинизм.
Александр Невский – исторический прототип Сталина. Если Сталина решат канонизировать, то проделают такую же процедуру, какую проделали, когда причисляли к лику святых Невского. А именно, все злодеяния Сталина постепенно отодвинут на второй план и оставят только победу во Второй мировой, которой будут оправдывать все остальные действия "святого Иосифа" (так уже делают авторы некоторых учебников, написанных по заказу Кремля, – они обеляют диктатора). Дескать, раскулачивание было оправдано потому, что Сталину надо было провести ускоренную индустриализацию, чтобы победить в войне. Конечно, Сталин внутренне очень сокрушался, осознав необходимость разорять крестьян, но уж таков был его "подвиг самоотречения". Что, режет слух подобная логика? Но именно так при московских князьях "отмыли" Александра Невского. Дескать, Невский внутренне сокрушался, наводя татар на Русь, но это он делал будто бы потому, что понял: немецкие рыцари опаснее для Руси, чем монголы. Ровно это можно прочитать в различных "патриотичных" описаниях политики князя. Амбиции человека, стремящегося усилить свою власть любой ценой, выдаются за заботу о родине.
Александр Невский начинал свою политическую карьеру в Новгороде. Пусть о том, все ли слои населения обладали правом влиять на внутреннюю и внешнюю политику города, историки до сих пор ведут споры, но ясно одно: Новгород был истинной демократией в попперовском смысле – власть в нем была принципиально сменяемой. В частности, новгородцы могли свободно приглашать и смещать князя в соответствии с потребностями текущего дня. Князья были нужны для того, чтобы организовывать (при помощи княжеской дружины) оборонительные и наступательные действия Новгорода.
Отношение к князю было сугубо утилитарным (в лучшем смысле этого слова) и разительно отличалось от раболепного почитания князя как "помазанника Божьего", которое затем восторжествовало на Руси.
В конфликте Новгорода со Швецией и с Ливонским орденом напрасно пытаются углядеть конфликт цивилизаций. Ливонский орден воевал и с католической Ригой, например. Вопрос стоял не в цивилизационной, а в экономической плоскости: речь шла о сборе таможенных пошлин и контроле над торговыми путями. Александр Невский был всего лишь наемником свободного торгового города, успешно выполнившим свои функции, остановив наступление конкурентов на новгородские земли. Но наемник решил воспользоваться своими успехами и получить власти в Новгороде больше, чем ему полагалось. Что делают с начальником охранной фирмы, который, будучи нанят обеспечивать безопасность предприятия, сам начинает нарушать порядок? Правильно, контракт с ним разрывают, а его самого прогоняют. Так что нечего обвинять новгородцев в "черной неблагодарности", когда в 1240 году, через несколько месяцев после победы Александра над шведами, они заставили зазнавшегося наемника уехать из города – и призвали его только тогда, когда вновь понадобилось обороняться от врагов. А как еще, спрашивается, свободные люди должны относиться к руководителю "охранного предприятия"? Мы тебе платим – ты нас охраняешь. Хочешь нас самих заставить тебе служить – до свиданья.
Когда население не способно указать власти на ее место, наемники превращаются в нахлебников: вместо того чтобы эффективно организовывать управление Россией, нынешнее кремлевское начальство заботится исключительно об интересах своего клана, осуществляя передел собственности (вспомним, например, "дело ЮКОСа"). В Российской Федерации, в отличие от Новгородской республики, некому ударить в вечевой колокол: власть стала фактически несменяемой, рокировка "президент –премьер-министр" ничего не меняет.
Александр Невский совершенно правильно считается фигурой, стоящей у истоков Московского государства. Дело даже не в том, что его сын Даниил стал первым московским князем (кандидатура Даниила Александровича, кстати, тоже фигурировала в проекте "Имя России"). Князь Александр схож с последующими московскими князьями главным образом своими методами и своей тактикой: в своем властолюбии он не останавливался ни перед чем, сотрудничал с Ордой и делал первые попытки свернуть вечевую демократию. Эту политику успешно продолжали московские князья, а началось все именно с Александра Невского.
Князь Александр, недовольный своим неустойчивым положением наемника вольного города, после монгольского нашествия первым пошел на сотрудничество с Ордой. Он поехал на поклон к Батыю, который за несколько лет до этого, во время своего нашествия, жесточайшим образом разорил Русь. В итоге князю удалось выхлопотать себе ярлык на великое княжество Киевское. Но монголы побоялись чрезмерно усиливать позиции Александра и потому княжество Владимирское поручили его брату Андрею. Но Александра не устраивал разоренный Киев, он не стал даже переезжать туда из Новгорода. Александр хотел получить Владимир. Для этого он донес монголам на родного брата, обвинив его в подготовке антимонгольского восстания. Монголы послали карательный отряд под предводительством царевича Неврюя. Андрей был вынужден бежать, а Владимирское княжество монголы отдали Александру, чего он и добивался (так происходило и в сталинские времена: стукачам часто доставались должности тех, на кого они доносили).
Александр, добившись своего, переехал в 1252 году во Владимир из Новгорода, в котором его (по выше перечисленным причинам) весьма не любили. Но подачку от ордынских ханов надо было еще отработать. Поэтому, когда в 1258 году монголы решили провести перепись населения Руси (чтобы сделать сбор дани на порядок эффективнее), Александр обеспечивал безопасность ордынских чиновников. Когда Новгород отказался от переписи, Александр ввел туда свою дружину и силой заставил новгородцев подчиниться монголам. Как назвать человека, выслуживающегося ради собственной выгоды перед завоевателями? Предателем и полицаем. Но Александра Невского провозгласили святым. Почему? Потому что его политику фактически продолжили московские князья, сделавшиеся посредниками между Русью и Ордой: князья карали непокорных татарам и собирали для ханов дань, не утруждая подобными делами Орду. Как московским князьям было не канонизировать своего доблестного предшественника?
В российской истории, в том числе и среди современников Александра Невского, есть много достойных имен. Например, святой Михаил Черниговский, тоже одно время правивший в Новгороде. На сотрудничество с монголами не пошел и принял мученическую смерть в Орде. Или Даниил Галицкий, который вместо того чтобы конфликтовать с Западом и идти на "взаимовыгодное сотрудничество" с Ордой, пытался найти на Западе союзников для борьбы с монголами… Но этих людей нет в списке, из которого нам предлагается выбирать "Имя России". Список кандидатур, из которых мы должны выбирать, за нас составили заранее.
Пора задуматься о наших национальных ориентирах. Назвался груздем – полезай в кузов. Если Россия видит в полицаях и тиранах образцы для подражания, мы и будем вечно платить дань и ютиться в гулаговских бараках. Пора ударить в вечевой колокол. Россия достойна других имен.
Александр Храмов
Комментарии