Чем опасен для США курс на охлаждение отношений с Россией

На модерации Отложенный По словам многих экспертов, ответ на вторжение в Грузию пришелся на неблагоприятный момент.

Прошло почти полтора месяца со дня, когда Россия ввела войска в соседнее государство Грузия, а администрация Буша по-прежнему глубоко разобщена по вопросу о том, следует ли принимать ответные меры. Некоторые представители администрации опасаются, что этот внутренний конфликт уже подрывает стратегически-важное сотрудничество в области национальной безопасности.

Некоторые высокопоставленные представители администрации, в том числе вице-президент Дик Чейни и ряд "твердолобых" из Пентагона, ратуют за продолжение разрыва сотрудничества с Россией почти во всех областях (разрыва, который, как они подтверждают, произошел по инициативе Белого дома) и замораживание почти всех двусторонних инициатив по вопросам безопасности.

Они хотят дать понять России, что Соединенные Штаты решительно не одобряют ее действий 7 августа: ввод российских войск, которые прошли по территории двух промосковских самопровозглашенных республик и вошли в Грузию – страну, являющуюся верным союзником США. По их словам, эта вылазка была лишь самым недавним звеном в череде враждебных действий, в связи с которыми необходим полный пересмотр политики США в области безопасности – на место широкого подхода, согласно которому Москва является союзником по вопросам глобальной безопасности, должен прийти резко суженный, в рамках которого Москва рассматривается как потенциальный противник, не внушающий доверия.

Противоположную позицию занимают сотрудники Госдепартамента, министерства юстиции США и Пентагона, в том числе министр обороны Роберт Гейтс: они боролись в кулуарах за сохранение и даже за заключение заново альянсов с Россией в области национальной безопасности. На их взгляд подобные связи, особенно в области совместной антитеррористической деятельности и борьбы с распространением оружия массового поражения, слишком важны, чтобы ставить их под удар из-за конфликта в Грузии.

"Те, кто хочет сузить сотрудничество, берут верх", – сказал в среду некий сотрудник Госдепартамента, подразумевая сторонников жесткого курса.

По словам другого источника в Госдепе, сотрудникам "всех ветвей" администрации велели пересмотреть американо-российское сотрудничество в свете неофициального указания президента Буша, гласящего, что "Россия должна заплатить за свое поистине ужасное поведение". Эти сотрудники и другие пожелали остаться анонимными, сославшись на то, что тема дипломатическая и щекотливая.

Многие связи США с Россией в области дипломатии, деятельности правоохранительных органов и разведки уже приостановлены; как минимум в одном случае были также отменены совместные военные учения. Некоторые твердолобые ратуют за перманентное сужение этих связей, говорят источники.

Большинству сотрудников на уровне заместителя младшего госсекретаря и более высокого ранга велели избегать общения с российскими коллегами за пределами многосторонних форумов типа ООН, говорят источники в Белом доме и Госдепартаменте. Это фактически парализовало работу многочисленных лиц, которым поручено развивать существующие двусторонние связи и завязывать новые.

Некоторые встречи в верхах отложены на неопределенный срок. Это коснулось визита в Россию Джона Руда, и.о. младшего госсекретаря по вопросам контроля вооружений и международной безопасности, который должен был обсудить ряд вопросов безопасности и договориться о заключении нового соглашения взамен существующего договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ).

Комиссию по вопросам предотвращения распространения оружия массового поражения и терроризма, назначенную Конгрессом США, также попросили не ездить в Москву для ознакомления с обстановкой, хотя визит был уже намечен.

По словам многих представителей американской администрации, этот разрыв пришелся на крайне неудачный момент. Они ссылаются на разведданные, свидетельствующие, что район Кавказа все более становится коридором для экстремистов-исламистов, преступных группировок, торговцев "черного рынка" и коррумпированных правительственных чиновников.

"Фактически мы включили Россию в категорию "сотрудничество запрещено, общение запрещено" по всему спектру взаимоотношений, – говорит Дональд Махли, недавно ушедший в отставку с одной из высочайших должностей в области международной безопасности и нераспространения в Госдепартаменте. – И это создает угрозу для целого ряда моментов, которые важны для нашей национальной безопасности".

По словам некоторых источников, подобная жесткая позиция может иметь негативные последствия, так как Россия, вновь крепнущая сверхдержава, является ключом к большинству значимых альянсов США в области безопасности.

Кроме того, колоссальные нефтяные богатства России и ее растущее политическое влияние дают ей возможность подрывать интересы США в глобальном масштабе, в том числе путем поставки оружия и содействия ядерным программам недружественных государств, блокирования усилий по сдерживанию яростных амбиций Ирана и Северной Кореи, отметил Махли.

Содействие России требуется для обеспечения надежного хранения арсеналов ядерного и химического оружия – как российских, так и еще примерно 20 стран – и предотвращения попадания материалов, технологий и ноу-хау оружия массового поражения в руки террористов, говорят Махли и другие источники.

Сотрудники администрации не признают, что нынешнее охлаждение в отношениях чревато крупным долговременным ущербом, и говорят, что США рискуют оказаться в еще более печальной ситуации, если не продумают, как им реагировать на действия России в унисон с европейскими союзниками.

Пресс-секретарь Белого дома Гордон Джондро сказал, что администрация хочет сотрудничать с Россией в "важных областях нашей совместной деятельности" – например, в борьбе с терроризмом и распространением ОМП.

Но, добавил он, "мы продолжаем рассматривать все варианты наших действий, анализируя, как шагнуть вперед в американо-российских отношениях. Россия определенно затрудняет переговоры по дипломатическим каналам в ряде областей".

Некий высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, ведающий вопросами нераспространения, сказал, что это Москва, а не Вашингтон "решает прекратить сотрудничество" по многим вопросам в сферах борьбы с терроризмом и распространением ОМП, а также в военной сфере: например, наращивает связи в области безопасности с Венесуэлой.

Некоторые представители администрации и эксперты разделяют это мнение, отмечая, что словесная война между Вашингтоном и Москвой из-за Грузии нанесла невосполнимый ущерб отношениям в области безопасности, которые помогли сторонам выдержать предыдущие политические бури.

"Условия для взаимоотношений по рабочим вопросам подпорчены", – сказал некий сотрудник международной организации по борьбе с терроризмом, контактирующий с лидерами обеих стран.

В последние недели некоторые сотрудники американской администрации – особенно кадровые чиновники структур безопасности, не участвующие в политической жизни, – пытаются сохранить каналы общения и сотрудничества со своими российскими коллегами.

Роуз Готтемюллер, глава московского центра Carnegie Endowment for International Peace, говорит, что некоторые соглашения о "сокращении угрозы" на базовом уровне между сторонами сохраняются, но, как опасается она и другие влиятельные посредники, в этой области тоже возможны перемены.

"Люди сердиты на российскую сторону, и вполне обоснованно", – говорит Готтемюллер, занимавшая в администрации Клинтона пост заместителя министра национальной безопасности по вопросам энергетики. Но, добавляет она, "нашим национальным интересам по-прежнему отвечает преследование таких ключевых целей, как нераспространение ОМП и борьба с терроризмом. Или мы просто собираемся захлопнуть дверь и выключить свет? Некоторые люди из Вашингтона хотят поступить именно так".

По словам источника из международной антитеррористической организации, немногочисленные американо-российские двусторонние встречи теперь происходят только благодаря тому, что остаются "вне поля зрения" твердолобых представителей администрации.

В среду в Германии встретились заместитель министра иностранных дел РФ Анатолий Сафонов и координатор контртеррористической деятельности Госдепартамента США Делл Дейли, но Госдепартамент счел эту тему настолько деликатной, что в аппарате Дейли даже не подтвердили факт встречи.

"Они не хотят создавать впечатления, что сотрудничают с российской стороной (...) так как боятся: в случае огласки твердолобые сыграют на этом факте и смогут их оттеснить", – сказал он.

Павел Подвиг из Стэнфордского университета – эксперт по России, около десяти лет проработавший в Московском исследовательском центре по вопросам контроля вооружений, говорит, что московские поборники твердой линии платят той же монетой.

"В России многие так и рвутся в драку, – сказал Подвиг. – Легко можно себе представить, как эти сферы сотрудничества отомрут, и это будет очень печально, так как нам совсем не к этому следует идти".

Джош Мейер