App Store - ярмарка развлечений

На модерации Отложенный

Даже если у вас еще нет iPhone, никакого - ни iPhone 2G, ни iPhone 3G, но зато на вашем компьютере установлен клиент iTunes Store (программа iTunes, версия 7.7 или выше), вы можете заглянуть в App Store, и составить представление о том, что и по чем в нем предлагается. Большие по размеру программы для iPhone покупают именно с помощью компьютера.

\"

В "сайдбаре" (так называется список в левой части окна iTunes), в самом верху, надо щелкнуть строчку "iTunes Store", а в магазине iTunes выбрать App Store

\"

Фрагмент iTunes Store.

App Store в верхнем левом прямоугольнике, под рекламой самых интересных, с точки зрения администраторов iTunes Store, фильмов и музыкальных альбомов.

1. Обзорный тур

Щелчок кнопкой мышки, и мы на месте...

\"

Главная страничка App Store, как она видится с моего компьютера.

Во многих видах искусства (а пользовательский интерфейс мест общественного пользования - искусство), монотонность - смертный грех. Но не в интерфейсном искусстве. Фишка в том, что освоившись с одной-двумя программами (первые шаги никогда не бывают слишком легкими), пользователь почти немедленно чувствовал себя "как дома" в любой другой.

Полоска навигации, "реклама самого-самого", левый верхний прямоугольник с помощью которого мы только что попали в App Store. Остальное - типичный и обычный онлайновый магазин. Неплохой. Время от времени, мне приходится искать какие-то товары в наших онлайновых магазинах... за последние полгода они стали чуть лучше, но все равно, в основном они оставляют желать лучшего. И даже непонятно, в чем дело: в фатальной неспособности наших соплеменников делать что-либо хорошо (или на треху с минусом, или, редко-редко, но на абсолютную пятерку), в неправильном выборе приоритетов (компании увлеклись дресс-кодами и администрированием, в ущерб всему остальному), или в чем-то другом...

Apple все-таки Apple. App Store я ставлю твердую четверку с плюсом, а тот, кто пришел сюда найти что-то и купить, возможно, поставил бы и пять. Все понятно, немедленно и без лишних слов.

Десятки самых популярных предложений, в двух номинациях: "Top Free Apps" (десятка бесплатных) и "Top Paid Apps" (десятка тех, которые за деньги). Я бы еще добавил десятку в категории "0.99" - программ и программных продуктов, которые можно купить за один доллар. Таких очень много.

Новинки (многие разработчики стараются выпускать новые релизы своих программ как можно чаще - список новинок сайтов-магазинов обязательно привлечет больше внимания, и поможет продать лишний десяток-другой экземпляров), "горячая" восьмерка (это список наименований, которые чаще всего сгружаются в последнее время), выбор команды магазина (своего рода рекомендация).

Серьезному покупателю все эти "лучшие", "последние" и "горячие" ни к чему. Все предложение разделено на 19 категорий, (например, "Books", "News" или "Entertainment"), что облегчает поиск. Некоторые категории уже пришлось разделить на "подкатегории" - это "Games". О том, что больше половины предлагаемого для iPhone программного обеспечения относится именно к этой катеории, написано уже немало.

Собирая информацию о том, как прошло начало продаж iPhone 3G во Франции, нашел интересную статью в Le Mond, с рассуждением о том, вытеснит ли iPhone с рынка игровые платформы, или просто заставит их потесниться... Того, что искал, нашел очень мало.

Такая вот она, "игровая платформа" от Apple.

В "играх" все не по-игрушечному: категории, чарты (десятка самых продаваемых платных и десятка самых сгружаемых бесплатных). Пользователи iPhone 3G уже сравнили посещение App Store с походом в магазин игрушек. Все такое яркое, увлекательное...

Рассказывают, что попробовав все это великолепие, народ (а) упрекает персонал App Store в излишнем либерализме: могли бы тестировать размещаемые в Store программы тщательнее, (б) делится своим изумлением: только когда iPhone вдруг сообщил о входящем звонке, многие вспоминали о том, что это, все-таки, телефон.

С точки зрения клиента, App Store вполне адекватен и удобен.

Во всяком случае, пока число товаров в нем относительно невелико - в пятницу, 18 августа, в полдень по московскому времени, я насчитал 853 наименования. Чтобы их посчитать, надо выбрать "показать все предложения", посчитать число иконок на обычной странице, найти самую последнюю (которая обычно заполнена не до конца), перемножить и сложить... 41 страница, на 40 - по 21 предложению, на последней - только 13.

\"

Игры. игры, игры...

2. Не берите (даже за "так") кота в мешке!

Даже не пытаюсь представить себе, как торговля обходилась в стародавние времена без "информационных технологий". Вот даже застал эти времена, и прожил в них большую часть сознательной жизни, и ведь в обычных (розничных) магазинах почти все по прежнему - но до сих пор не могу себе представить.

Клиент прав только тогда, когда перед приобретением какого-нибудь товара он или она узнает об этом товаре "по максимуму". Когда женщина (обычно это делают женщины), стоящая в очереди впереди меня, начинает вдруг обстоятельно советоваться с продавцом, меня это всегда бесит. Информационные технологии позволяют быть одновременно и придирчиво-внимательными, и при этом не мешать товарищам по несчастью.

За что я люблю иИнтернет-магазины!

Каков с этой точки зрения App Store? На мой взгляд, он вполне отвечает моим запросам. Из всех игр для iPhone, самое большое внимание прессы привлекла, почему-то, именно iPint:

\"

iPint. Виртуальное распитие пива. Детям до 17 лет... запрещено!

На страничке игры (можно открыть или двойным щелчком по строке названия, или тем же двойным щелчком по иконке, например, в десятке самых популярных бесплатных программ - вы не поверите, но она в десятке самых популярных, хоть уже и не на самом верху) - основные сведения о игре, требования, рекомендации, отклики тех, кто уже попробовал - и возможность оставить свой собственный отклик.
iPint прокомментировали уже 275 раз, хотя App Store вышел на полную мощность всего неделю назад (на момент написания статьи). Воспользуемся полосой прокрутки, посмотрим, что же там внизу:

\"

Другой скриншот игры, и отклики пользователей.

Третье сообщение - просто крик души какой-то. Брэд Гесс пишет, что эта игра из тех, которые интересны только в течении первых двух минут. По мере того, как играющий начинает понимать, что виртуальное пиво - это вовсе не пиво, игра становится скучной.

Зато целых три уровня, мастерское использование акселерометров (авторы игры просто учились использовать возможности iPhone, но кто-то посторонний надоумил их поделиться разработанным чудом со всеми)...

Даже самая бесполезная программа может сделать ее производителя известным и заметным, о любом новом изделии того же автора журналисты с удовольствием напишут обзоры, и 90 из 100, что эти обзоры будут прочитаны.

Не все бесполезное бесполезно.

3. App Store как полезный инструмент

О том, как использовать App Store для личного обогащения и поднятия престижа своей страны, читайте в других местах. О нравах, царящих в закулисье App Store, судить по первым впечатлениям рано. На момент запуска App Store на его полках должны были находиться "сотни программ", и они там были. Их было 500. Спустя всего неделю, их уже 853.

Но, похоже, "халява" кончается. Жалобы клиентов на многочисленные "баги" в программах из App Store не могут не беспокоить Apple. Каждая плохая программа, пусть на чуть-чуть, ухудшает впечатление от всей платформы.

Но кто хочет писать заведомо плохие программы?

Создание новой программы - дело недешевое, трудоемкое, временами - мучительное. Прежде чем приступать к реализации замысла, было бы очень неплохо "осмотреться". Провести рыночный анализ.

К сожалению, этот аспект пока очень слабо поддерживается в интерфейсе App Store, но так как грамотный анализ существующего предложения на рынке и его динамики - важный фактор успеха разрабатываемой программы, а в успехе вашей программы Apple заинтересована не меньше вас, я думаю, со временем в App Store появятся и статистика, и данные по динамике, и тому подобное.

Но уже сейчас, новорожденный App Store здорово упрощает маркетинговый анализ вашего замысла, и помогает ответить на несколько типичных и всегда непростых вопросов.

Во-первых, выбор адекватной цены для своего детища никогда не был легким. Если задрать планку слишком высоко, беда: число решившихся на ее приобретение будет невелико. Слишком низкая цена может породить неправильное восприятие вашего продукта потенциальными покупателями. Просмотрев схожие по уровню программы, проще найти правильное число.

Во-вторых, оценить свойства своего детища на фоне близких по духу и предназначению. Не беда, если программы точно такого же назначения уже существуют. Если вы знаете "противника" в лицо, ваш успех в ваших руках. Не пожалейте несколько десятков долларов на приобретение конкурирующих продуктов, и изучите их сильные и слабые места "до последнего винтика".

Конечно же, существуют тысячи неофициальных программ для iPhone, многие из них интересны и полезны, их тоже стоило бы внимательно изучить, прежде чем предлагать рынку свое решение. Исключительно на своих собственных ошибках участся только дураки. Найти такие программы, и познакомится с ними - нелегко, и App Store тут, увы, ничем не поможет.

App Store имеет все шансы очень скоро превратиться в самый главный магазин программного обеспечения для iPhone и iPod Touch. Первый шаг в этом направлении уже сделан: 10 миллионов скачанных наименований за три первых дня, видимо, уже превышает совокупный тираж "пиратских" разработок. Может быть, даже на порядок или два...

То есть, в одном-единственном месте сконцентрировано почти все, что вам следует знать об этом рынке, прежде чем вкладывать время и средства в попытку на него выйти со своими предложениями.

Общее впечатление: столько всего еще не хватает! И столько всего уже есть!

Олег Свиргстин