Грузия испытывает негативные экономические последствия войны
На модерации
Отложенный
Грузия пожинает первые негативные экономические последствия августовской войны с Россией. Вчера Казахстан, который в последние годы стал одним из крупнейших инвесторов в экономику Грузии, заявил об отказе от строительства зернового терминала в Поти. Причем министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев признал, что этот вопрос связан «с международными проблемами, с ситуацией в Грузии».
Казахская «Продкооперация», входящая в национальный холдинг «Казагро», планировала уже в этом году построить на базе мельзавода в Поти, крупнейшем порту Грузии, зерновой терминал и элеватор емкостью 24 тыс. тонн. Для этого казахская сторона была готова выделить 9 млн долл. Доли Астаны и Тбилиси в проекте составляли по 50%. Казахстан ежегодно экспортирует в среднем 6 млн тонн пшеницы в основном через черноморские порты России и Украины. Терминал в Поти мог стать альтернативой для экспортных зерновых потоков, его пропускная способность должна была составить 400--450 тонн зерна в сутки.
Это уже второй неприятный для Тбилиси сюрприз от Астаны за последние несколько недель. До этого национальная компания «Казмунайгаз», которой принадлежат газовые сети Тбилиси, решила воздержаться от строительства в Батуми нефтеперерабатывающего завода. Правда, официально тогда это мотивировалось не политическими аспектами, а недостатком территории под крупное предприятие.
До начала вооруженного конфликта Грузия прогнозировала рост экономики в двузначных цифрах по аналогии с прошлым годом, когда рост составил 12,4%. После кризиса МВФ, прогнозировавший рост ВВП в Грузии в этом году на уровне 9%, снизил его до 3,5%. «Форсмажорные обстоятельства вызвали сворачивание инвестиций. Различные привлекательные сферы экономики, такие как строительный бизнес и транспортные перевозки, стали характеризоваться высокими рисками», -- заявил «Времени новостей» грузинский эксперт Георгий Хухашвили. По его словам, «остается надеяться, что новая американская администрация не откажется от обещаний нынешнего руководства США выделить Грузии помощь в размере миллиарда долларов». Грузинские власти ожидают получить международную помощь в размере 3--4 млрд долл. Об этом на днях говорил президент Михаил Саакашвили на встрече с местной бизнес-элитой. Он успокаивал деловых людей тем, что сложно будет еще несколько месяцев, а потом страна оправится от кризиса.
Менее оптимистично настроены грузинские эксперты и оппозиция. Возглавлявший грузинский кабинет в 2005--2007 годах Зураб Ногаидели назвал нынешнее правительство «некомпетентным».
По его словам, только в сфере строительного бизнеса в ближайшее время работу потеряют до 70 тыс. человек. Подсчитывает убытки приоритетная для Грузии туристическая отрасль. По данным местных СМИ, в этом году Грузию должны были посетить 1,2 млн гостей, но этот показатель снизится на четверть или даже на треть.
«Наши телекомпании вещают исключительно об экономическом кризисе в России, когда наша собственная экономика сломлена, а бизнесмены в тяжелейшем положении, -- заявила вчера в интервью тбилисскому еженедельнику «Квирис палитра» («Палитра недели») экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили. -- Нет инвестиций, все здесь, как нищие, ждут помощи Запада». В беседе с «Временем новостей» г-жа Зурабишвили пояснила, что для вывода страны из кризиса необходимо создать новый орган -- нечто вроде чрезвычайного совета, в который вошли бы представители властей, оппозиции и общественности, чтобы совместно принимать решения, в том числе на экономическом направлении.
Другой видный оппозиционер, лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе полагает, что лишь после ухода президента Михаила Саакашвили можно будет добиться стабилизации в стране. Он заметил, что Грузии не доверяет не только Россия, но и другие соседи, что может сказаться на осуществлении важнейших экономических проектов. По мнению политика, визит президента Турции в Армению в начале сентября означает начало консультаций между Анкарой, Баку и Ереваном о поиске новых транзитных маршрутов, альтернативных грузинским. Напомним, что во время августовских событий нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан не работал две недели, что серьезно сказалось на объемах поставок каспийской нефти на рынки Европы. Теперь и Казахстан будет думать, отправлять ли ему свою нефть по этой трубе.
Грузинские власти пытаются ограничить воздействие августовского кризиса на внутреннюю политику и экономику. Вчера секретарь совета национальной безопасности Александр Ломая сообщил, что «обсуждается вопрос формирования коалиционного правительства». Кроме того, для того, чтобы разобраться в происходящем в стране, уже создан антикризисный совет во главе с оппозиционным депутатом, известным альпинистом Георгием Тортладзе. Раньше он покорял Эверест, теперь же перед ним стоит высоченная гора экономических и политических проблем.
Михаил Вигнанский
Комментарии