Тина Канделаки: из Грузии с отвращением
На модерации
Отложенный
Можно было бы предполагать, что телезвезда Тина Канделаки возмущена действиями российской стороны в Грузии, своей родной стране. Отнюдь. По ее словам, московские СМИ более свободны, а президент Грузии Михаил Саакашвили войдет в историю под именем Михаил Разрушитель, – сказала Канделаки Шону Уолкеру.
В России Тину Канделаки все знают в лицо. Это одна из лучших телеведущих в стране, она появлялась на обложках российских версий журналов FHM и Playboy. Она также руководит успешной продюсерской компанией. Она также грузинка – одна из примерно миллиона грузин, живущих в России: людей, чью жизнь перевернул недавний конфликт между двумя странами из-за самопровозглашенной республики Южная Осетия.
Все это время грузинская община в России, к которой принадлежит много влиятельных деятелей культуры, держалась незаметно и, насколько это возможно, воздерживалась от публичных заявлений по поводу конфликта. Но Канделаки в беседе с корреспондентом Independent в элитном баре в двух шагах от Красной площади не скрывала своего гнева. Она сердится не на российского президента Дмитрия Медведева, не на бескомпромиссного премьер-министра Владимира Путина, не на российскую армию, которая в августе заняла значительную часть территории Грузии. Канделаки возмущает только один человек – Михаил Саакашвили, президент Грузии.
"Саакашвили сделал все от него зависящее, чтобы спровоцировать эти события, – говорит Канделаки. – Конечно, ответные действия России были непропорциональными и думать о них тяжело, но во всем виноват Саакашвили".
У 32-летней Канделаки – говорит она быстро, громко, а глаза у нее горят яростью – с грузинским президентом личные счеты. Она родилась в Тбилиси, стала телезвездой в своей родной Грузии, а затем, 10 лет тому назад, перебралась в Москву, чтобы продолжать карьеру. По ее словам, три года назад, когда Канделаки наведалась в Тбилиси, Саакашвили пригласил ее вернуться на родину и возглавить одну из грузинских телекомпаний.
"Первое время он был обаятелен, но весь его путь основан на личной власти и преодолении его собственных комплексов, – сказала она. – Он сказал мне, что войдет в историю наряду с Давидом Строителем, средневековым грузинским царем. Он не Давид Строитель – а Михаил Разрушитель, вот он кто".
Она обвиняет Саакашвили в том, что он правит Грузией, как автократ, попирая свободу слова и разжигая ненависть к России. "Двадцать четыре часа в сутки они показывают пропаганду о том, какие нехорошие эти русские, – говорит она. – Там все контролируется Саакашвили: и бизнес, и СМИ. Никакой свободы нет".
Канделаки даже высказывает спорный тезис, что в России, печально известной тем, что телевидение там находится под скрупулезным контролем Кремля, средства массовой информации более свободны, чем в "демократической" Грузии.
"Когда в России я появляюсь в телеэфире, то обязательно говорю, что я грузинка, говорю, как люблю свою страну, и никто мне еще никогда не приказывал перестать так говорить, мне никогда не звонили и не советовали поменьше говорить о Грузии, и я никогда не подвергалась дискриминации за то, что я грузинка".
Официальный представитель Союза грузин в России сказал, что большинство членов этой общины экспатриатов имеют российские паспорта, хотя у меньшинства грузин с грузинскими паспортами теперь нет консульского представительства, поскольку после августовского конфликта Саакашвили разорвал дипломатические отношения с Россией.
Грузины, проживающие в России, находятся настороже с 2006 года, когда в ходе предыдущей ссоры между сторонами Россия полностью прервала транспортное сообщение с Грузией и запретила импорт грузинских вин. Многие граждане Грузии были задержаны и депортированы.
"Два года тому назад у грузин были большие проблемы, но на сей раз к нам не поступает никаких сообщений о случаях дискриминации или нападениях, – сказал представитель Союза грузин. – Месяц назад сгорело одно грузинское кафе – возможно, какая-то связь есть, но в остальном все тихо".
Впрочем, другие грузины, проживающие в Москве, говорят, что проблемы были. Зураб Макашвили, владелец магазина, говорит, что покупатели, узнавая в нем грузина, начинали его ругать. "Теперь я просто говорю им, что я армянин, – сказал он. – Русские обычно не видят разницы".
"Мы возмущены и Соединенными Штатами, и Россией, – говорит 28-летняя грузинка Теа Кениа, которая родилась в Сухуми – столице области Абхазия, отделившейся от Грузии, – и в 1992 году уехала с родителями в Москву после того, как абхазские сепаратисты одержали верх над грузинской армией. – Грузия – это всего лишь маленькая страна, где дерутся между собой две сверхдержавы".
Кениа предпочитает не обсуждать конфликт с русскими. "Я решила не разговаривать на эту тему со своими друзьями, потому что знаю, что у нас разные точки зрения, – говорит она. – Теперь я в несколько странном положении. Я не чувствую себя в полной безопасности".
По ее словам, на пике конфликта автомобиль ее родителей, а также машины нескольких других грузин из их многоквартирного дома стали жертвами вандалов – им прокололи шины. "Трудно поверить, что это была лишь случайность; все автомобили принадлежали грузинам", – говорит она.
Саакашвили назвал некоторых грузин, проживающих в России, предателями, а в начале нынешнего года утверждал, что преступные элементы, которых он выдворил из страны после прихода к власти, перебрались в Россию и теперь работают на российские спецслужбы.
Как бы то ни было, есть мнение, которое, по-видимому, разделяют все грузины, живущие в России: они считают, что Саакашвили заблуждается, пытаясь вывести Грузию с орбиты России и сблизиться с США и НАТО.
Грузинский скульптор Зураб Церетели, близкий друг мэра Москвы, создавший памятник русско-грузинской дружбе, который воздвигнут в этом городе, сравнил войну с размолвкой влюбленных. "Даже если ты по-настоящему любишь свою жену, иногда все-таки приходится делать паузу, – сказал Церетели в интервью одной российской газете. – Иногда нужно сделать паузу в любви: это и происходит сейчас. Но завтра роман начнется сызнова, и он будет страстным!"
Канделаки разделяет представление о том, что переориентация Грузии, осуществляемая Саакашвили, – явление временное. "Россия к нам гораздо ближе, чем Америка; русская и грузинская культуры переплетены между собой много веков, их невозможно вообразить себе поодиночке. Если мы хотим жить счастливо, нам нужно найти общее звено с Россией, и это понимают все, кроме Саакашвили. С Россией мы очень близки. Для Америки мы всего лишь маленькая страна, где она может разместить свои военные базы. В конце концов мы всего в 40 минутах от Ирана".
Шон Уолкер
Комментарии
Отношение к войне и к президенту должны высказывать люди, живущие в Грузии, а раз Канделаки выбрала для себя Россию, так чего критиковать, это как в том анекдоте, где больше свобода в США или России, американец говорит я выйду и буду орать перед Белым домом, что президент США идиот и мне ничего не будет, а русский говорит, я тоже могу выйти на красную площадь и кричать что президент США идиот и меня даже похвалят