\"Единая Россия\" прекращает чистку рядов
На модерации
Отложенный
Кампания по внутрипартийной чистке "Единой России", похоже, зашла в тупик. Пока одни партийцы с гордостью рапортуют о том, что перевыполнили план, избавив партию от многочисленных фигурантов уголовные дел, а также просто от нехороших людей, другие жалуются, что вынуждены защищать своих коллег по партии от прокуратуры, МВД и уголовного преследования. При этом они, вопреки всей предыдущей механике чистки, заявляют, что "логичнее при принятии решения об исключении было бы дождаться решения суда".
Но обо всем по порядку. Прологом к чистке стало заявление тогда еще президента Владимира Путина, сделанное им в декабре 2007 года во время думской избирательной компании, о том, что "Единая Россия" "служит большим соблазном для всякого рода проходимцев, которые пытаются, зачастую небезуспешно, примазаться к ней", и что необходимо очистить от них партию. Довольно продолжительное время ничего не происходило. Активизировались очистительные процессы ближе к лету. В тюде генсовет "Единой России" с негодованием отметил, что в отношении ряда членов партии в регионах возбуждены уголовные дела, некоторые из них и вовсе объявлены в международный розыск. И нечего себе, живут – платят партвзносы, даже избираются в местные заксобрания. По этому поводу была организована дискуссия с участием партийных клубов "Единой России" –
социально-консервативного, либерально-консервативного и государственно-патриотического. Региональным политсоветам шести субъектов Федерации, а именно Амурской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тверской областей и Приморского края, было дано поручение рассмотреть личные дела отдельных членов и отчитаться перед Москвой.
И пошли исключения. Исключали мэров, сотрудников областных администраций, чиновников и бывших чиновников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела. Своеобразный рекорд поставили в Приморье. Там по различным уголовным делам проходили бывший глава фракции партии в заксобрании Юрий Степанченко, экс-мэр Владивостока Владимир Николаев, вице-губернатор Александр Шишкин, руководитель имущественного департамента Приморья Владимир Книжник, директор департамента потребительского рынка Леонид Бельтюков и еще ряд чиновников. Всех исключили. Вот только, постфактум, получается, что длительное время краем управляли эти самые высокопоставленные фигуранты. Как в руководстве "ЕР" раньше не замечали их сомнительной деятельности – неясно.
На днях состоялось повторное заседание президиума генсовета "Единой России", посвященное "борьбе за повышение партийной дисциплины". Вот тут и обнаружился парадокс. Уже упомянутые приморцы в лице секретаря регионального отделения Петра Савчука бодро доложили о том, что перевыполнили план и исключили вместо рекомендовавшихся двух аж девять членов партии.
Это, правда, не мешает новому мэру Владивостока и горсовету обмениваться взаимными упреками в несогласии "работать не в бандитских, а менеджерских условиях управления городом". То есть с уходом знаменитого Владимира Николаева по кличке "Вини-Пух" с бандитизмом в городе, видимо, покончено не было. При этом новый мэр и большинство депутатов горсовета – также члены "Единой России".
А вот секретарь Амурского отделения партии власти Николай Швец, напротив, пожаловался, что ему пришлось спасать коллег по партии от преследования со стороны прокуратуры и милиции. "У нас возникла проблема, как защитить членов партии от кампании по дискредитации в отношении них", – посетовал Швец. Речь идет о мэре города Свободного Роберте Каминском, который был заподозрен в злоупотреблении должностными полномочиями. Каминский – фигурант целых шести уголовных дел. В апреле 2008 года стало известно, что градоначальник подозревается в махинациях при закупке угля, а также в хищении 12,5 миллиона рублей, выделенных на ремонт городских зданий.
Возможно, Каминский и невиновен. Но в чем принципиальная разница между ним и, например, тем же Юрием Степанченко из Приморья, который сейчас скрывается за границей? Оба фигуранты уголовных дел. И дела их схожие – злоупотребление полномочиями, хищения, мошенничество. Но одного на этом основании исключают из партии, а второго, наоборот, защищают. А ведь с чисто юридической точки зрения разницы никакой. Где логика? Где равенство всех и каждого перед законом? Как в таких условиях преодолеть "правовой нигилизм"?
Но в сторону правовые абстракции. Мы имеем дело с политической (а значит и коммерческой, а отсюда криминально-коррупционной) реальностью. И с этой самой реальностью мы имеем дело не где-нибудь, а в России. На минувшем генсовете партии власти принято решение: "повременить с выводами в отношении трех из шести проверяемых региональных политсоветов – Тверского, Алтайского, Иркутского". Стоп-сигнал дан, чистка закончилась? Почему? Может быть, потому что в "Единой России" неожиданно осознали, что если чистить по-хорошему, действительно на совесть, то рухнуть может все партийное здание? Из слишком уж ненадежного материала его в свое время строили. Реставрации не подлежит.
И потом, проверка почему-то ограничилась регионами. Центральные органы партии чистить не стали. А чтобы до этого, по инерции, действительно не дошло, чистку решили остановить. Мало ли что.
Андрей Веселов
Комментарии