Меры по спасению банков могут спровоцировать рост инфляции

Глава Центробанка России Сергей Игнатьев сознает, что принятые меры по разрешению кризиса ликвидности осложнят ЦБ и российскому правительству борьбу с высоким уровнем инфляции.

Он дал свой личный прогноз – 12% роста индекса потребительских цен за год – уже выше официальной оценки ЦБ (11%), но ниже ожиданий большинства экономистов. Как пишет газеты "Коммерсант", они единодушно одобряют политику ЦБ и Минфина, мотивируя свою точку зрения тем, что спасение банковской системы важнее цен.

"Я не думаю, что инфляция повысится, но вероятно, что замедление инфляции будет не столь быстрым, как мы рассчитывали", – заявил Игнатьев. Впрочем, он добавил, что нынешний инфляционный прогноз ЦБ планируется пересмотреть в сторону повышения.

Напомним, по данным Росстата, инфляция в России за неделю с 9 по 15 сентября 2008 года составила 0,1%, с начала месяца – 0,3%, с начала года – 10%. Официальный прогноз правительства и ЦБ по инфляции на 2008 год, утвержденный в августе, составляет 10,5-11,8% (против 7%, которые были заложены в бюджете на 2008 год).

Из данных Росстата можно сделать вывод о том, что ЦБ надеется на то, что за 3,5 месяца цены вырастут менее чем на 2%. Более того, в годовом исчислении несколько последних месяцев инфляция сохраняется на уровне примерно 15%. То есть ЦБ рассчитывает на то, что за это время темпы роста цен замедлятся на три процентных пункта, или на 20% от нынешнего уровня.

Основания для подобного оптимизма глава ЦБ находит в "замедлении роста денежной массы, низких ценах на сельскохозяйственную продукцию, а также непрекращающемся снижении цен на нефть".

Напомним, вчера вице-премьер правительства РФ, глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что при нынешнем кризисе "самый большой риск – это инфляция, и она теперь пошла на снижение".

"Центральный банк будет удерживать курс в пределах коридора, который он определил. Соответственно никаких вопросов неплатежей не произойдет.

В том числе государство гарантирует вклады в банках. Поэтому беспокоиться не стоит", – сказал Кудрин.

Кроме того, вчера же Минфин выделит дополнительно 350 млрд рублей для поддержания ликвидности на российском рынке после "черного вторника". Было объявлено о снижении ставок резервирования.

По прогнозам Игнатьева, снижение отчислений в фонды обязательного резервирования (ФОРы) высвободит для банков около 300 млрд руб, что составит около 2% роста денежной массы (агрегата М2), в реальности (за счет эффекта мультипликации) М2 может вырасти значительно больше. Напомним, именно снижение темпов роста M2 до уровня ниже 30% ранее называлось руководством ЦБ одним из главных факторов снижения инфляции.

Резко снизив в среду резервные требования к коммерческим банкам, ЦБ, хотя и принудительно, но резко изменил денежную политику последнего времени.

"По образному высказыванию одного из известных экономистов, роль ЦБ заключается в том, чтобы забрать бутылку со стола, как только вечеринка становится очень веселой. В этом смысле задача ЦБ никуда не делась, и формулировка остается очень правильной", – заявил зампред ЦБ Константин Корищенко.

Ряд экономических экспертов разделяют сделанный ЦБ выбор. Елена Шарипова из "Ренессанс Капитала" говорит, что "ЦБ все правильно делает, выбирая устойчивость финансовой системы в ущерб некоторыми инфляционным моментам".

В ней согласен и Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. А Станислав Пономаренко из ING Russia вообще "не думает, что в текущих условиях речь может идти о каком-то риске инфляции".

Насколько именно вырастет инфляция из-за принятых вчера мер, экономисты пока сказать не могут. Юлия Цепляева из Merrill Lynch называет макроэкономические последствия вчерашних решений "хорошими", будучи "согласна с Кудриным, что проблема была не столько в ликвидности, сколько в том, что она неравномерно распределяется среди банков".