Скандалы в Счетной палате расшатали кресло под Степашиным

На модерации Отложенный По всей логике, Счетная палата РФ, как высший орган финансового контроля страны, должна быть на переднем крае борьбы с коррупцией. Посмотреть со стороны – так оно и есть: как и в других государственных ведомствах, в Счетной палате готовятся соответствующие директивы, планируются мероприятия, создаются грозные антикоррупционные комиссии…

Так, 11 августа 2008 года Председатель Счетной палаты РФ Сергей Вадимович Степашин отдал распоряжение о подготовке Плана мероприятий Счетной палаты РФ по противодействию коррупции. Событие знаковое для столь серьезного ведомства, являющегося высшим органом финансового контроля России. Но каким образом и, если можно сказать, с чем собирается бороться Сергей Вадимович, готовя столь актуальный для нынешнего времени документ. Более того, в соответствии с Планом формируется Совет при Председателе СП РФ по противодействию коррупции.

Подобного рода Совет при С.В.Степашине уже был создан, только направление деятельности он имел совершенно иное. В Экспертно-консультативный совет при Председателе СП РФ тогда вошли не только видные политические деятели и титаны российской экономики, которые своими именами значительно приподняли его статус, но удостоверения, подтверждавшие членство в данном Совете, также выдавались и за определенное денежное вознаграждение состоятельным бизнесменам, что позволяло им избегать наездов со стороны правоохранительных органов.

До недавнего времени возглавлял данный Совет практически его основатель Коровников А.В., лично преданный Степашину офицер МВД России (был прикомандирован к Счетной палате РФ). Знавшие Коровникова люди поговаривают, что в сферу его интересов входил именно теневой сектор Сергея Вадимовича. Известно, что он очень близок к Сергею Степашину: был его сокурсником по пожарному училищу, а в школьные годы учился в одном классе с будущей супругой главы Счетной палаты Тамарой Степашиной. Немудрено, что карьера такого милиционера стремительно шла по восходящей.

В настоящее время А.В.Коровников поменял род деятельности и стал сенатором от нижегородской области. Степашиным бесспорно была проделана титаническая работа, чтобы продвинуть его в сенаторы. Видимо, слишком глубоко погряз во внутриведомственных и финансовых махинациях и интригах, вот и понадобилась депутатская неприкосновенность. Теперь Коровников А.В. будет отстаивать интересы своего патрона уже с позиции депутатского ложе. А вот о мотивах, которые подвигли председателя Счетной палаты РФ перебросить однокашника с аудиторского фронта под сенаторскую неприкосновенность, история умалчивает. По слухам, на посту главы экспертно-консультативного совета при председателе СП РФ милиционер Коровников, как сказал бы герой фильма «Кавказская пленница», перепутал частную шерсть с государственной.

Впрочем, скандальные истории в Счетной палате - уже не новость. Иные из них нет-нет, да и прорываются наружу, выплескиваясь на страницы газет. Однако выноса крупного сора из этой избы до недавнего времени удавалось избегать. Правда, в последнее время в СМИ вдруг просочилась информация о том, что супруга главного аудитора страны Тамара Степашина вошла в число самых влиятельных и состоятельных женщин России. С одной стороны, в злополучном списке журнала «Форбс», конечно, оказались жены и других известных отечественных госслужащих. Но ведь и Степашин – ни какой-нибудь градоначальник, а глава высшего органа финансового контроля страны. А такая должность в государстве, объявившем войну коррупции, априори требует полной прозрачности. В этом плане у Сергея Вадимовича, похоже, назревают проблемы.

Спору нет: как председатель СП РФ гражданин Степашин Сергей Вадимович возможно вполне имеет право являться учредителем, например, в таких организациях, как ООФ «Фонд законодательных предположений» (г.Москва, Балаклавский пр., д. 8, корп. «а»), Общественное объединение «Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны» (г.Москва, ул.Ильинка, д. 2, оф. 752), Автономная некоммерческая организация по обеспечению деятельности Национального антикоррупционного комитета НАК «антикоррупционный центр» (г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 17, корп. 18).

Нет препятствий и у супруги Степашина Тамары Владимировны, в девичестве - Игнатьевой, являться учредителем в ООО «РусЭкономИнвест» (г.Москва, ул. Красная Пресня, д. 23), ООО «НОРД-СЕРВИС Со» (г.Москва, ул. Луначарского, д. 78, корп. 1, кв. 298), а также в Некоммерческом партнерстве «Лызлово-1» (Московская область, Одинцовский р-н, Лызлово-12).

Но что заставило на старости лет заняться бизнесом тещу Сергея Вадимовича - 82-летнюю Игнатьеву Марию Васильевну? Ведь как иначе объяснить, что на мать жены председателя СП РФ вполне официально зарегистрировано такое немалое имущество, как: ООО «НОРД-СЕРВИС Со» (г.Москва, ул. Луначарского, д. 78, корп. 1, кв. 298), ООО «Недвижимость ВС» (г.Москва, ул.Долгоруковская, д.36, корп. 3), ООО «Недвижимость СТ» (г.Москва, ул.Долгоруковская, д.36, корп. 3), ООО «Проект ВС» (г.Москва, ул.Долгоруковская, д.36, корп. 3), ООО «Проект СТ» (г.Москва, ул.Долгоруковская, д.36, корп. 3), ООО «Аксор-Нок» (г. Москва, ул. Коптевская, д. 20, корп. 2)

Конечно, разные бывают старушки. Из истории мирового бизнеса можно привести примеры, когда и 90-летние бабушки вполне даже справно управляли преуспевающими концернами и холдингами. Но гораздо чаще подобные истории имели совсем другой подтекст. Не зря же, в самом деле, российская власть в усиление борьбы с коррупцией пытается заставить декларировать имущество не только чиновников, но и их ближайших родственников!

А не попахивает ли здесь «двойными стандартами» в определении понятия «государственность» и «коррупция»?

К тому же, возникает резонный вопрос о том, как главе Счетной палаты удается успевать, так сказать, на два фронта: и осуществлять ведомственное руководство, и контролировать немалое подсобное хозяйство? Ряд аналитиков в последнее время отмечали необоснованное разрастание вспомогательных подразделений аппарата Счетной палаты, на сотрудников которых ранее возлагались в основном технические и хозяйственные функции. Но ситуация поменялась: те, кому по рангу полагалось быть на вторых и третьих ролях, неожиданно усилили свое влияние на аудиторскую работу Счетной палаты. А это уже чревато для деятельности независимых по закону РФ аудиторов.

В дальнейшем это вылилось в чрезмерную бюрократизацию контрольной деятельности Счетной палаты: появлению большого количества перегруженных по объему инструкций, положений и стандартов, что на деле привело к давлению аппарата не только на инспекторский состав подчиненных аудиторам подразделений, но и на самих аудиторов Счетной палаты РФ.

К примеру, для вынесения вопроса на рассмотрение Коллегии Счетной палаты аудитору, являющемуся ее членом, необходимо получить несколько ничем необоснованных виз и согласований руководящих работников аппарата, прежде чем письмо будет передано Председателю Счетной палаты.

Под вопросом встала и внутриведомственная кадровая политика СП РФ, которая постепенно начала выстраиваться не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности и протекции. Участились случаи прихода на руководящие должности в Счетную палату новых людей, не обладающих даже необходимым минимумом знаний и навыков, которым вынуждены уступать свои места опытные профессионалы.

Также участились факты приема в Счетную палату сотрудников, негативно характеризовавшихся по предыдущим местам работы. Случаются и назначения на инспекторские и руководящие должности выходцев из кавказского региона, в действиях которых в последствии периодически отмечались факты использования служебного положения в корыстных целях для личного обогащения. Причем новички-южане и не стараются скрывать своей некомпетентности в аудиторских делах, зато по традиции кичатся материальным благосостоянием. Как тут не заподозрить неладное в самом процессе этих удивительных кадровых назначений?

Как ни крути, а эти факты негативно сказываются на объективности и результативности проведения ревизионных мероприятий, не говоря уже о престиже ведомства в целом. К тому же, по подсчетам самих аудиторов, кадровый перекос привел к тому, что сейчас на каждого инспектора Счетной палаты приходится практически по два сотрудника аппарата.

Однако более всего настораживает то обстоятельство, что в Счетной палате РФ постепенно сформировалась группа близких к Степашину С.В. чиновников категории «А», использующих административные возможности ведомства для решения далеко не только государственных задач.

Об этом свидетельствуют и конкретные факты. Например, проведенные в последнее время сотрудниками ФСБ России операции по задержанию чиновников из числа высшего руководства Счетной палаты, которые на протяжении длительного периода времени являлись наиболее приближенными к Председателю Счетной палаты РФ и нога в ногу шли вместе с ним по карьерной лестнице, еще со времен работы последнего Министром юстиции Российской Федерации.
В их числе – и руководитель правового департамента СП РФ Зарина Фарниева, которая в настоящее время находится под следствием. Уверен, что, будучи матерью с ребенком-инвалидом на руках, З.Фарниева никогда бы не пошла на преступление, не обладая жестким прикрытием со стороны своего руководителя С.В.Степашина.

В череде громких скандалов также значится увольнение из органов ФСБ России прикомандированного к Счетной палате РФ полковника ФСБ Сергея Травкина, неукоснительно следовавшего всем указаниям Сергея Вадимовича.

Нелишне вспомнить и о том, что незадолго до реорганизации Генеральной прокуратуры РФ в Управлении по расследованию особо важных (на тот период времени данное Управление возглавлял В.О.Лысейко) находилось уголовное дело, возбужденное по факту должностного подлога и мошеннических действий («хищение денежных средств в особо крупном размере») в отношении швейцарской компании «НОГА», через которую Минфином России, якобы, были перечислены денежные средства в счет погашения долга перед Республикой Ангола за выпущенные Национальным банком Анголы векселя.

Со слов источника в Генпрокуратуре, в материалах уголовного дела имелись неопровержимые доказательства совершения преступления (получение взятки) личным советником Председателя Счетной палаты РФ Сцепинским Юрием Евгеньевичем, которые имели реальную судебную перспективу. Причем прокурорский следователь неоднократно докладывал руководству Управления о необходимости проведения допроса и последующего задержания Ю.Е.Сцепинского, а также получения показаний лично от самого С.В.Степашина. Был поставлен вопрос и о проведении обыска с изъятием в СП РФ документов, имеющих процессуальное значение для дела. Однако ни допросов, ни обысков так и не последовало. По словам источника в Генпрокуратуре, следователь получил запрет на осуществление указанных следственных действий в связи с «особым политическим статусом проходящих по делу фигурантов».

Отдельная история – с руководителем аппарата Счетной палаты РФ Сергеем Шахраем, который получил назначение на эту должность в конце 2004 года. Начиная с февраля 2005 года С.М.Шахрай выступает в качестве ключевого идеолога всех политических проектов Степашина, одновременно являясь главой Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты (ГНИИСА). По оценке знающих ситуацию специалистов, Шахрай вместе со своим первым заместителем Еленой Ивановой фактически свели всю деятельность ГНИИСА к зарабатыванию денег. А ведь уклон в коммерцию профильного НИИ Счетной палаты РФ не только негативно отразился на качестве работы ведомства, но и прямо способствовал коррупционным процессам. Трудно поверить, что председатель СП РФ Сергей Степашин не ведал о «хозрасчетных» инициативах своих подчиненных. Тем более, что и сам Сергей Вадимович уже, похоже, давненько почувствовал вкус к жизни ни на одну зарплату.

Между тем, известно, что Сергей Степашин и его окружение приложили немало усилий к расширению функций своего ведомства, что подчас шло вразрез с действующим законодательством. Взять, например, участие аудиторов СП РФ в проверках внебюджетных средств крупных коммерческих структур. На словах такая активность обосновывалась заботой о государственных интересах. На деле же выходит как по Жванецкому: кто что проверяет, тот то и имеет. Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что нынешнее руководство СП РФ проявляет трепетную заботу исключительно о собственном материальном благополучии. Сергей Вадимович Степашин как ветеран политических баталий и интриг предусмотрительно заботится и своем реноме. Не зря же составленные для высоких отчетов итоги контрольной деятельности Счетной палаты при любом удобном случае вменяются в заслуги лично Председателю Счетной палаты С.В.Степашину, не забывая и о руководителе его аппарата С.М.Шахрае.

В результате, в последнее время интересы Счетной палаты практически полностью выстроились в направлении Сергея Вадимовича Степашина. Вся его публичная деятельность, а также различные ведомственные проекты Счетной палаты сосредоточились исключительно на его собственном «пиаре» как одного из политических лидеров государства, что давало ему немалые очки на публичной арене и перед руководством страны.

В том же ряду – заметное невооруженным глазом увеличение количества публичных мероприятий с участием Сергея Степашина, нескончаемый поток «пиаркампаний» в СМИ, более широкое освещение его выступлений и поездок, по сути, не имеющих серьезного политического значения. Таким образом, явно прослеживалась попытка усиления влияния, общественно-политической значимости и популяризации среди широких масс личности Председателя Счетной палаты Степашина С.В., средством реализации которой выступал аппарат Счетной палаты. Однако, похоже, что Степашин все-таки верил в то, что он может стать кандидатом в президенты. Тем более его рейтинг хотя и медленно, но все же рос.

Как говорится, зря, что ли Сергей Вадимович прошел школу молодого политического бойца при Борисе Ельцине и чуть было не стал кандидатом в президенты? Наверное, все забыли, что сам Степашин является никем иным, как прямым ставленником Бориса Березовского на пост председателя правительства РФ при Ельцине, и что за короткий период времени был снят им с этой должности.

Похоже, главный урок этой школы, усвоенный Сергеем Вадимовичем, заключался в том, чтобы уметь «всплывать» на поверхность при любой политической погоде.

Вот и сейчас глава СП РФ быстро осознал направление нового кремлевского ветра, подувшего в сторону борьбы с коррупцией. Срочно переориентировавшись на начинавшуюся становиться актуальной в политической идеологии государства борьбу с коррупцией и уже, рассматривая себя во главе этой кампании, он принялся «осуществлять» чистку рядов прямо у себя в ведомстве. Правда, под степашинскую метлу почему-то попадали исключительно неугодные Председателю СП РФ аудиторы и их подчиненные, чье мнение в корне не совпадало с его личным.

Зачистка началась с аудитора Панскова, а продолжилась недавними фаворитами Сергея Вадимовича – аудиторами Сурковым (дело сенатора Чахмахчана), Абрамовым (арест директора одного из вверенных ему департаментов), Пискунова, а также – Зарину Фарниеву и Сергея Травкина. Но при этом сам Сергей Степашин никак не мог предположить, что в результате этой кампании, явившейся детищем все того же идеолога С.М.Шахрая, с таким же успехом он сам может стать ее заложником и попасть в ее жернова.

После этого Степашин начал делать ошибку за ошибкой и вряд ли он уже сможет оправиться от случившихся в последнее время потрясений, что в корне лишило его шансов на какой-либо политический статус при новом Президенте.

Последним шагом Сергея Вадимовича Степашина явилась попытка получить почетное звание академика Российской Федерации в мае 2008 года, где его также с «треском прокатили». И все это – опять же несмотря на предварительно проделанную подготовительную работу все тем же С.М.Шахраем среди участников – действительных членов академии наук.

Для такого опытного аппаратчика, как Сергей Вадимович, звонок более чем серьезный. И это несмотря на то, что главный секрет его непотопляемости состоял именно в его незаурядной приспосабливаемости к складывающейся политической ситуации. Конфликт он практически всегда старался сглаживать и приводить к взаимовыгодному компромиссу. Его команда, состоявшая в основном из подобных ему офицеров-гуманитариев, также проявляла высокие адаптивные качества, что позволяло присоединиться к любому политическому лагерю.

Однако в более сложные моменты он превращался в ведомого, ищущего прочную опору и стремящегося к стабильности. Как и получилось на поприще Счетной палаты РФ, попав под влияние и прессинг своего политического идеолога С.М.Шахрая.

И, похоже, это лишь начало. После всех скандальных историй, связанных с руководством Счетной палаты РФ, самое время вмешаться в ситуацию депутатам Государственной Думы. Разве не пора обратить внимание на фактическую деятельность Председателя СП РФ С.В.Степашина и вычислить его «государственное КПД»? А то ведь как-то нехорошо получается: никто и никогда не проверял самого главного аудитора страны, одновременно являющегося почетным членом всех мыслимых и немыслимых российских фондов, союзов и общественных организаций. И, что немаловажно, примерным зятем Марии Васильевны Игнатьевой, владеющей по документам шестью высокодоходными коммерческими предприятиями, преуспевающими на рынке недвижимости…

Олег Дорошин