Виктор Алкснис: Блогеры часто накладывают в штаны
На модерации
Отложенный
Многое из того, что почти два десятилетия тому назад предсказывал Виктор Алкснис, тогда ещё народный депутат СССР, к сожалению, сбылось. Это и распад Советского Союза, и вооружённые конфликты на постсоветском пространстве, и продвижение НАТО на восток. Впрочем, сейчас он смотрит в будущее более оптимистично.
–Виктор Имантович, в Интернете вы известный человек, даже обзавелись собственным блогом. Что вам это даёт?
– Возможность общаться с людьми. Более того, я жалею, что не завёл его раньше, поскольку теперь я могу довести свою точку зрения до россиян и получить отклики на неё, в том числе и критические. И я горжусь, что являюсь активным участником блогосферы. Ведь даже когда я был депутатом Госдумы, то в силу определённых ограничений мне был затруднён доступ к СМИ.
– Но я читал, что вы, извините, «учетверились». Хакеры и интернет-хамы не дремлют: кто-то вас оскорбляет, а кто-то вообще выдаёт себя за вас…
– Некоторые мои оппоненты почему-то не хотят вести честную дискуссию на страницах моего дневника и пытаются делать гадости, в том числе взломать журнал, засыпать его спамом. Создаются и лжеблоги, которые приписывают мне.
– За оскорбления в Интернете к ответственности ведь пока что не привлекают. А вам удалось наказать интернет-хама?
– По факту моего оскорбления было возбуждено уголовное дело, и я был официально признан потерпевшим. Но потом всё так и зависло.
– Как-то писатель Михаил Веллер сказал, что его крайне удручает пещерный уровень развития большинства пользователей Интернета. Что, мол, боже упаси вступать с кем-нибудь из них в полемику! А вы пишете заявление на какого-то «сотрудника фонда», оскорбившего вас. Неужели вам хочется мараться?
– Да, часто молодые, а порой и не очень молодые люди, выходя в Интернет, чувствуют, что они как бы анонимны, и поэтому считают, что могут делать там что угодно. При этом в реальной жизни большинство из них ни на что не способно, а тут есть возможность плюнуть в лицо другому человеку и остаться безнаказанным. Меня это удручает, но, к счастью, есть способы технической защиты от подобных людей. Но всё равно с этим надо что-то делать! Я понимаю, что цензура в Сети невозможна, как невозможен и контроль за миллионами сайтов и блогов. Но, по-моему, интернет-хамов сразу станет меньше, если они будут знать, что существует механизм, позволяющий вытянуть их, что называется, за ушко да на солнышко и привлечь к ответственности, скажем, с помощью штрафа. Но сегодня для этого нет необходимых законодательных норм. К тому же я не наблюдаю у сотрудников милиции и прокуратуры энтузиазма расследовать подобные дела. Дескать, подумаешь, какая-то мелочь – оскорбили. Но когда некто оскорбляет губернатора или президента, то они работают на полную катушку.
– Не напоминает ли вам «смелость» интернет-хамов ту «отвагу», с которой страны Балтии сейчас выступают при каждом удобном случае против России?
– Это психология Моськи из басни Крылова. Я периодически отслеживаю в Интернете информацию, которая касается меня. И вижу, что меня обложили «по матушке» в полном смысле этого слова. Захожу на блог к этому человеку, и оказывается, что это молодой пацан, видимо, испытывающий гордость за то, что меня, тогда ещё депутата, он послал на три буквы. Я его спрашиваю: «Молодой человек, а почему вы меня оскорбляете?» Так вот, подобные «смельчаки» чаще всего просто «накладывают в штаны». И в реальной жизни такое бывает: хам получает отпор, как, например, сейчас Грузия... А что касается Прибалтики, то мне, как латышу, больно и обидно наблюдать за тем, что там происходит, в том числе, к сожалению, и по вине России.
– А Россия-то в чём виновата?
– У неё нет и не было продуманной и целенаправленной политики по отношению к странам Балтии. Я не говорю, что сейчас в Ригу или Вильнюс надо посылать наши танковые колонны, но у России есть огромное количество рычагов, с помощью которых она могла бы добиться многого.
Возможно, что и в НАТО страны Балтии не вошли бы, и проблемы дискриминации русского населения не возникло. Почему, например, Россия не опирается в этом регионе на пророссийские силы? Я вас уверяю, что такие силы в Прибалтике были, есть и будут. Причём не только среди русскоязычного населения, но и среди так называемого коренного. Если кто-то думает, что все латыши, литовцы и эстонцы ненавидят Россию, это далеко не так. Но никто не работает с этими людьми. Кстати, вот лишь один пример, как работают наши дипломаты. В прошлом году знаменитая польская певица Марыля Родович выступала с концертом в российском посольстве в Варшаве, а потом сказала: «Я очень люблю Россию, русский язык и русские песни, но, к сожалению, жизнь сложилась так, что за последние 15 лет я впервые приглашена в посольство России в Польше…»
По-моему, за такое пренебрежительное отношение к знаменитой певице, которая могла бы содействовать тому, чтобы отношение поляков к России стало меняться, наших послов можно спокойно увольнять. Посмотрите, как работают дипломаты США с нашей либеральной оппозицией – они же её холят и лелеют в буквальном смысле слова! А почему мы не работаем с пророссийски настроенной частью населения, которая есть в каждой стране, мне непонятно.
– Как вы думаете, возможно ли воссоздание СССР, пусть и не в таком виде, как раньше?
– Я до последнего боролся за сохранение Советского Союза, но сегодня всем, наверное, ясно, что это невозможно. Но то, что именно сейчас, после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выстраивается какое-то новое государственное образование, сомнений не вызывает. Кстати, эта наша победа добавила уверенности и энтузиазма нашим союзникам не только на территории бывшего СССР, но и во всём мире. Чего, например, стоит высылка из Боливии посла США! Я не говорю, что это напрямую связано с нашим успехом на Кавказе, но сейчас многие страны поняли, что монополии США на политической арене приходит конец, а Россия возглавляет борьбу за многополярный мир.
– Но это всё внешняя политика. А что происходит, по вашему мнению, внутри страны?
– Думаю, что в самом недалёком будущем начнётся нормальная идеологическая работа, в основе которой будет воспитание у нашего народа чувства патриотизма и гордости. В годы Великой Отечественной войны даже Сталин понял, что при всём уважении к другим народам СССР победу можно одержать, только опираясь на русский народ. Мы и сегодня должны это делать. Но не сваливаясь при этом в другую крайность, чтобы остальные народы России не чувствовали себя униженными.
– Ваша супруга родом из Кондопоги. Она не была свидетельницей известных событий?
– Знаете, я и сам там вот уже 37 лет провожу свой отпуск и знаю ситуацию не понаслышке. Ситуация в Кондопоге назревала в течение последних 15–20 лет, а власть не реагировала на обострение межнациональных отношений. Недовольство местного населения с каждым годом назревало и в конце концов вылилось в известные события.
– Вы последовательно выступали за сохранение СССР, а ведь ваш дед был репрессирован. Да и сами вы родились в ссыльной латышско-русской семье.
– Да, моя семья сильно пострадала в советские годы. Дед был расстрелян, а его жена (моя бабушка), как «член семьи изменника родины» провела в лагерях и ссылках более 15 лет. Мой отец, лишившись родителей, в 10-летнем возрасте был отправлен в детский дом и увидел свою мать, когда ему было уже 30 лет. Казалось бы, наша семья должна быть настроена антисоветски и должна считать Россию настоящей «империей зла». Да, моя бабушка сильно не любила Сталина, но очень хорошо относилась к СССР. И большего патриота своей страны, чем мой отец, судьба которого была изломана всеми этими трагическими событиями, я никогда не видел! Он умел отделять личное от общего, гордился нашей страной и очень её любил. И я воспитывался в такой семье, в которой идеи патриотизма и любви к своей родине всегда ставились на первый план.
Александр Саргин
Комментарии