Зачем упраздняют департамент борьбы с оргпреступностью?

На модерации Отложенный

В правоохранительной системе страны очередная реорганизация. На минувшей неделе стало известно о новом указе президента «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», который фактически упразднил одну из крупнейших милицейских структур – департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД РФ. Он был преобразован в департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ). Новость всколыхнула правоохранительное сообщество, и многие его представители вновь заговорили о борьбе кланов внутри МВД, а также о том, что в недалёком будущем ведомство ожидают не менее серьёзные встряски и перестановки.

Департамент по борьбе с организованной преступностью вплоть до своего расформирования обладал весьма широкими полномочиями. Помимо главной своей задачи – противостояния преступным сообществам, террористам и экстремизму – ДБОПиТ, и в частности 10-е оперативно-разыскное бюро (10 ОРБ), занимался борьбой с коррупцией и отмыванием денег (так называемый банковский отдел). Ещё одним любопытным подразделением в структуре службы был «воровской отдел», сотрудники которого вели разработку главарей преступного мира. В общем, работа кипела. Сегодня же в коридорах этой некогда могущественной структуры царит уныние. «Приходим к девяти, отмечаемся и уходим по своим делам, – рассказывает «Нашей Версии» анонимный источник в реорганизованной службе. – По материалам, находившимся в разработке, все действия приостановлены, никто ничего не подписывает. Руководством дано указание просто «мониторить» ситуацию». Но, судя по официальным сообщениям, борцы с организованной преступностью без работы не останутся.

Часть сотрудников центральных и региональных структур упразднённого ДБОПиТ перейдут на работу в новый департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ). В состав этой службы войдёт и управление по госзащите участников уголовного судопроизводства. Что же касается 10-го ОРБ, то антикоррупционное подразделение теперь будет переведено в департамент экономической безопасности (ДЭБ). А вот «банковский» отдел будет ликвидирован. Вероятнее всего, печальная участь этого подразделения была предопределена ещё в июне 2008 года, когда двое сотрудников 10-го ОРБ были задержаны по обвинению в вымогательстве у банкира взятки в размере 1,5 млн.

евро. Для многих сотрудников ДБОПиТ известие о расформировании службы стало полной неожиданностью. Хотя тревожные звоночки о грядущих переменах начали поступать ещё с начала 2008 года.

Так, министру внутренних дел Нургалиеву приписывают такую фразу, которую он несколько месяцев назад якобы сказал на совещании с руководителями ДБОПиТ: «Враги пытаются развалить службу». Но, несмотря на широкую поддержку министра, служба не устояла. «Всё было сделано в обход Нургалиева, – продолжает наш собеседник. – Мы видели проект этого указа, и у нас сложилось впечатление, что его готовили сугубо гражданские люди, не разбирающиеся ни в структуре МВД, ни в элементарных терминах». Впрочем, существуют и менее драматичные версии последних событий.

По одной из них, расформирование ДБОПиТ связано не столько с подковёрными играми в милицейском ведомстве, сколько с изменившейся за последнее время криминогенной ситуацией в стране. Мол, крупные, вооружённые до зубов преступные сообщества с чёткой иерархией, связями во властных и крупных бизнес-структурах уже давно ушли в историю, а для противодействия менее грозным ОПС новой волны достаточно ресурсов уголовного розыска. Кроме того, как отмечают эксперты, ликвидация ДБОПиТ может стать одним из шагов по реализации давней идеи о разделении МВД на федеральную полицию и муниципальную милицию – соответствующий законопроект был разработан ещё несколько лет назад, и не исключено, что власти решили-таки приступить к реализации этого плана. В ближайшее время милицейское ведомство ожидают и более серьёзные встряски.

В частности, в октябре будет решаться вопрос о судьбе Следственного комитета при МВД и его территориальных подразделений – структуры более влиятельной, чем канувший в небытие ДБОПиТ. Вариантов реформирования милицейского следствия всего два: по первому и наиболее вероятному сценарию СК при МВД вместе со Следственным комитетом при Генпрокуратуре войдут в состав единого и ни от кого не зависящего следственного органа. По другому – милицейское следствие останется в структуре МВД, но при этом статус и полномочия структуры заметно вырастут, а руководителя Следственного комитета повысят до заместителя министра внутренних дел.

Вадим Владимиров