Американские ястребы - зачинщики войны на Кавказе?
На модерации
Отложенный
Воодушевили ли президента Грузии на войну с Россией американские ястребы? До сих пор эта версия была одной из теорий заговора, но некоторые доказательства все же говорят в ее пользу
Мир полон теорий заговора – одна темнее другой. К теориям заговора часто относится и особый вид так называемых "неформальных источников". Информация, полученная подобным образом, позиционируется как своего рода тайная правда, которая не получает огласки из-за диктата официального мнения. Раньше она распространялась на незамысловатых листовках.
Новейшая теория заговора курсирует несколько недель, и у нее уже нашелся известный сторонник. Он подозревает, заявил премьер-министр России Владимир Путин, что войну в Грузии развязал кое-кто в США, чтобы один из кандидатов на пост президента Америки получил преимущество. Является ли действительно война в Грузии тонкой интригой, разыгранной для того, чтобы республиканец Маккейн при помощи небольшого мирового кризиса мог в будущем предстать во всей красе как закаленный в боях главнокомандующий? Звучит довольно рискованно. Но эта версия становится все популярнее – в том числе и потому, что сегодня существует интернет, который берет на себя функции как главного, так и оппозиционного СМИ.
Самое замечательное в подобных теориях заговора то, что иногда они даже могут соответствовать действительности. В данном случае правдоподобность тоже находится не за гранью возможного.
Что касается фактов: президент Грузии Михаил Саакашвили – даже при том, что сейчас он играет роль невинной жертвы – неожиданно атаковал провозгласившую свою независимость Южную Осетию включая размещенный там российский контингент. Несомненно, до этого Россия оказывала имперское давление и вела себя провоцирующее. Но с момента подписания соглашения о перемирии в 1992 году и размещения миротворческого контингента в мятежном регионе Россия имеет официальный мандат в Южной Осетии, а ОБСЕ – наблюдателей в стране.
Нападение на контингент, приказ о котором отдал Саакашвили, является – несмотря ни на какие обстоятельства – противоречащим нормам международного права. Уже в этой связи возникает вопрос: как мог решиться президент небольшой и безнадежно отстающей в военной мощи страны атаковать армию не испытывающей недостатка в вооружении державы? На этот вопрос существует два возможных ответа. Либо президент этой небольшой страны круглый идиот. Либо храбрости ему придает поддержка другой большой державы.
Саакашвили учился в Колумбийском университете и имеет в Соединенных Штатах хорошие связи. В число его ближайших союзников в Вашингтоне входят неоконсервативные политики, приближенные вице-президента США Дика Чейни, которые сегодня играют ведущие роли в избирательном штабе Джона Маккейна. Один из самых опытных советников Чейни, Джозеф Р. Вуд, находился в Тбилиси незадолго до того, как грузинская армия перешла в наступление. Даже немецкий Spiegel полагает в этой связи, что Чейни "подстрекал грузин для того, чтобы сделать одолжение кандидату от Республиканской партии в борьбе за президентское кресло".
Одной из самых сомнительных фигур во всей этой драме является вашингтонский лоббист Рэнди Шенеманн, эксперт в области внешней политики, входящий в число самых приближенных советников Маккейна. При помощи одной лоббистской компании он вполне официально представлял Грузию и добивался у сенаторов и в Госдепартаменте возможности по поручению своего друга Саакашвили ратовать за вступление Грузии в НАТО, за что получил около 1 млн долларов гонорара.
И только после того, как он официально стал членом команды Маккейна, он оставил свою работу на грузинские власти.
Шенеманн – не только бизнесмен в политике, который пренебрегает возложенными на себя обязанностями. Уже давно он – известная персона в кругу неоконсервативных политиков, выступающих за интервенцию. Будучи директором Projekts for a New American Century, он играл одну из ведущих ролей, когда формулировались основы неоконсервативной политики в 1990-е годы. Кроме того, он возглавлял Comittee for the Liberation of Iraq, который и ударял в пропагандистский барабан, призывая к вступлению в Ирак.
"Война в Грузии – предвыборный заговор неоконсерваторов"? – задается в этой связи придерживающаяся левых взглядов американская газета The Nation. Журнал Time констатирует: "Вопрос о том, для чего Грузия развязала убийственную для себя войну, остается без ответа". Но тут же добавляет: "особая роль США, однако, выглядит несколько преувеличенной".
Факт остается фактом: Грузия, которая отправила значительный контингент в Ирак, превратилась за последние годы практически в государство-спутник США. То, что Грузия начала бы войну против России, не получив по крайней мере одобрения из Вашингтона, трудно себе представить. 130 американских военных инструкторов, по некоторым данным, находились в момент начала война в Грузии. Как сообщают российские источники, США специально доставили из Ирака 800 грузинских военнослужащих, поскольку Грузия не могла это сделать сама по причине нехватки транспорта.
Итак, налицо заговор? Это становится и вопросом точки зрения. Поскольку даже если придворная клика вокруг Маккейна и Чейни подстрекала грузин, этим объясняется далеко не все: сделали ли они это только из циничного расчета? Или потому, что с точки зрения политики неоконсерваторов Грузия выступает героическим форпостом "свободного Запада", который следует отстаивать – если необходимо, то и при помощи "передовой обороны"? Россия же с этой позиции представляет собой "неодеспотию", которую, по словам главного идеолога неоконсерваторов и советника Маккейна Роберта Кагана, нужно оттеснить в рамках новой "борьбы великих держав".
То, что Саакашвили получил добро на свои действия еще до их начала, сомнений не вызывает. Но насколько ясными были эти сигналы? Неужели они воодушевили его на игру "ва-банк"? Или же он просто что-то не так понял?
Возможно, вопрос поставлен не совсем корректно. В конце концов, Тбилиси и Вашингтон хорошо понимают друг друга, поскольку по важнейшим вопросам мнения совпадают. Поэтому и "заговора" никакого не нужно. Поскольку то, что с одной точки зрения выглядит заговором, с другой является олицетворением солидарности готовых прибегнуть к оружию политиков, считающих, что "свободу" следует защищать от деспотии любыми средствами. И делают они это не скрытно – уже лишь потому, что они считают это делом чести. В тайне остаются денежные потоки – да и они не всегда.
Даже если серьезно не относиться к слухам о том, что "А знаком с В, а тот знает С", и к видящим кругом клановость авторам теорий заговора, еще с Уотергейта или потопления французскими спецслужбами судна Rainbow Warrier действует железное правило: теории заговора остаются теориями лишь до того момента, пока они не доказаны.
Роберт Мизик
Комментарии