Минкульт изменит систему финансирования российской киноиндустрии

На модерации Отложенный

Министерство культуры предложило изменить систему финансирования российской киноиндустрии, если эта инициатива найдет поддержку, то деньги из госбюджета станут давать не на отдельные интересные проекты, а только определенным продюсерским компаниям, которые успели зарекомендовать себя в коммерческом плане. Естественно реализации каких-то идей от них потребуют. Но однозначно – эти компании новых людей к деньгам не допустят.

Александр Гриценко: Если дальше все пойдет так, то грант под авторское кино получить будет намного сложнее. А о режиссерском дебюте можно забыть вообще, ведь финансы из бюджета получат только крупные продюсерские компании. Какие - пока мы не знаем. Но вдумайся – эти компании заработали в последние несколько лет миллионы и миллионы долларов. То есть они занимались коммерческим кино и никак уж не авторским, которое в России не делает сборов вообще. Вряд ли эти компании заинтересуют интеллектуальные эксперименты режиссеров-дебютантов.

Дмитрий Куклачев: По природе я человек добрый и оптимист. Я не из тех, кто кричит: «Снова эти чиновники хотят нас обворовать! И каждый новый закон для этого!» Еще в древнем мире считалось, что люди делятся на две категории: черная и белая кость. Прежде всего, чиновники так делятся, а не просто люди… «Черная кость» - думает только о личной выгоде. «Белая кость» - думает, прежде всего, о государстве, а потом о выгоде. И так было при Петре I, при Екатерине II, при советской власти. Я считаю - и в наше время ничего не изменилось.

Александр Гриценко: То есть ты полагаешь, что иногда появляются и нужные законы?

Дмитрий Куклачев: Чаще всего. Просто потом на практике – они не всегда действуют.

Александр Гриценко: На бумаге одно – на деле другое. Это у тебя «белая» или «черная» кость так работает?

Дмитрий Куклачев: Просто я прекрасно понимаю, почему министерство культуры предложило все поменять: государственные деньги уходят в пустоту. Можно по пальцам пересчитать хорошие фильмы, которые сняли за гранты. Особенно это касается авторского и документального кино. Почти все, на что давали деньги, лежит где-то в подвалах, оно никому не нужно, потому что оно плохого качества.

Александр Гриценко: Есть и такое. Но по твоему – не нужно и пытаться снимать авторское кино? А какие шансы оставляет эта реформа молодым режиссерам?

Дмитрий Куклачев: Что касается авторского кино и дебюта, то, наверно, и крупные продюсерские компании дадут кому-то шанс…

Александр Гриценко: Вот тут я сомневаюсь. Ну, или чтобы такой шанс получить нужно будет проявить чудеса ловкости. Если сейчас получить грант молодому режиссеру очень сложно. Знаем, получали. То когда деньги станут распределять продюсеры – это будет невозможно. Они вряд ли поверят в «потенциально талантливого», потому что они бизнесмены, которые вкладывать деньги будут наверняка.

Дмитрий Куклачев: Тут палка о двух концах: либо плодить мусор и тратить на это миллионы, либо отдать все на откуп профессионалам.

Александр Гриценко: Хорошо. Попробуем подойти с другой стороны. Вот ты говоришь – получают гранты, а потом снимают плохие фильмы. Но это не потому что дают кому попало, скорее наоборот… Новый афоризм о кино слышал? Не своруют – не снимут.

Дмитрий Куклачев: Я, конечно же, слышал и сталкивался.

Александр Гриценко: Пару недель назад встретился с некими людьми, которые из другого бизнеса хотят перейти в кинобизнес. Точнее они уже даже что-то снимают, получили от телеканалов какие-то бюджеты… И вот они мне нахваливали своего директора. Он у них работает на всех проектах одновременно. Они много наговорили того, что выдавало в них дилетантов. Но, между прочим, сказали, что их директор не ворует. Разве что на представительских расходах.

И как ты думаешь, что я им ответил?

Дмитрий Куклачев: Ты удивился наверно очень. Директоров я много повидал, и все они к несчастью находили способы воровать. Вообще это главная проблема.

Александр Гриценко: Фамилии естественно, называть не будем. Но и я не встретил ни одного порядочного директора. А некий директор кинокартин - рос, как говорится на моих глазах, из полунищего выпускника, правда, приличного вуза, в обладателя элитной квартиры, шикарного загородного дома и дорогого авто. И когда мои новые знакомые сказали, что их директор не ворует, я просто на рефлексе ляпнул: «Тогда вы ничего не снимете».

Дмитрий Куклачев: Почему?

Александр Гриценко: Вот они тоже самое спросили… Потому что это придумал не я, так говорят все – продюсеры, режиссеры, актеры. К этому привыкли. Это укоренившееся правило: не своруют – не снимут.

Дмитрий Куклачев: А своруют – снимут хорошо?

Александр Гриценко: Не всегда. Но, по крайней мере, хоть что-то снимут. Вообще все понимают, что в основном в нашем кино осваивают бюджеты, а не создают произведение искусства или хотя бы качественный продукт. Например, как тебе такая схема: режиссер очень хочет снять картину, он действует правдами и неправдами – договаривается, интригует, лукавит. Грант он получает… Что-то нужно отдать человеку, с которым он договаривался в минкультуре, что-то продюсерам за то, что они помогали ему. Итого из миллиона долларов данного ему на дебют – остается 200 000. Для того чтобы снять хороший полнометражный фильм за эту сумму - должен быть гениальный сценарий, гениальная режиссура, но и в этом случае нищету на экране замаскировать будет невозможно. Как сказала однажды Фаина Раневская о какой-то своей работе в кино: «Деньги съедены, а позор остался». Или вот другая схема – продюсерская группа получает грант, делит его, а снимает на деньги за продакт-плейсмент. То есть за скрытую рекламу. Сколько собрали – за столько и сняли.

Дмитрий Куклачев: Это я все знаю. Вот тут наверно и нужно рубить. Наши кинодеятели зарабатывают на бюджете - все остальное их не касается. И что там будет с фильмом, который они снимут, какие он сделает сборы, - это не их проблемы. Как-то это нужно менять…

Александр Гриценко: Но уж точно нашу киноиндустрию не вылечить, сократив грантополучателей. Скорее всего, из этого получится междусобойчик. И мы вообще утонем. Ну, дадут они гранты четырем компаниям. Как обычно деньги эти осядут в чьих-то карманах, что-то снимут за продакт-плейсемент. Для галочки. И спокойно эти компании потом станут осуществлять свои коммерческие планы. И нужны им эти все молодые режиссеры, арт-хаусы, эксперименты. Я вижу это так. Но это мнение человека, который занимается кино – продюсирует, пишет сценарии, получает гранты. Говорю - открыто, потому что я их не боюсь.

Дмитрий Куклачев: Ну и еще, потому что ты не называешь имена и фамилии.

Александр Гриценко: Я считаю все понятно и без фамилий.

Дмитрий Куклачев: Изменить существующую систему нужно. Но как?

Александр Гриценко: Господдержка необходима тем, кто не имеет средств. Нам ведь нужны новые режиссеры, продюсеры? Великие старики уходят. Кто останется? Изменить систему можно и нужно. Конечно, вот так нахрапом всего не решить. Но вот, к примеру, хорошо бы изменить отношения государства и грантополучателей. Государство до сих пор просто давало гранты и не просило сборы. То есть вообще не просило ничего взамен. А нужно просить. Нужно требовать сборы. А для того, чтобы они были - нужно не только давать деньги на производство, но и помогать продвигать готовый продукт на рынке. Вот это может быть первым шагом. И таких нужно сделать тысячи. Ведь нам еще выбираться и выбираться из ямы, которую мы сами для себя вырыли!

Александр Гриценко, Дмитрий Куклачев