Нацпроект \"Доступное жилье\" превратился в долгострой?

На модерации Отложенный Ни для кого не секрет, что для успешной реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" правительство привлекает частных девелоперов. Чем они могут быть полезны правительству – понятно, но чем нацпроект привлекателен для самих девелоперов, ведь он не принесет большой прибыли и грозит перспективой многолетнего строительства?

Частный девелопер плюс государство

Принять участие в любой государственной программе и в любом из ныне действующих нацпроектов стремится чуть ли не каждый предприниматель. В чем секрет? Все просто. Государство выделяет немалые средства на финансирование своих проектов, а потому у частных компаний есть вполне реальные шансы существенно снизить свои затраты. Только за 2006-2007 годы на четыре нацпроекта ("Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие АПК") государство выделило около 400 млрд рублей и это без учета финансирования со стороны регионов! К тому же участие в нацпроекте – это и дополнительный пиар, и гарантированный сбыт, и льготы, и административные преференции… получается очень заманчиво.

"Участие в национальной программе является своего рода механизмом снижения себестоимости проекта за счет того, что государство компенсирует процентную ставку по магистральным сетям или же обеспечивает 100%-ное финансирование строительства дорог, – утверждает Алексей Пашкевич, директор департамента "МИЭЛЬ – инвестиции в регионы". – Федеральная целевая программа не устанавливает строгих критериев, которым необходимо соответствовать, чтобы участвовать в государственной программе".

И все же такие критерии есть, и новый президент России Дмитрий Медведев достаточно четко их обозначил. В своих выступлениях он неоднократно заявлял, что предпочтение отдается массовой крупномасштабной застройке, с созданием новых жилых агломераций. Таким образом, чтобы стать участником государственной программы по строительству "доступного и комфортного" жилья, инвесторы должны представить проекты на строительство более 1 млн. кв. м жилой недвижимости, сроком не более 10 лет.

"Одни застройщики испытывают экономические проблемы, поэтому и стремятся попасть в программу, чтобы получить финансирование и определенные льготы. Другие же имеют для выполнения госзаказа определенные мощности, которые нужно загрузить, даже если это не приносит значительной прибыли", – утверждает Максим Темников, член совета директоров Mirax Group. А поскольку, по словам Алексея Пашкевича, "государство применяет очень жесткие процедуры контроля над выделяемыми средствами", то получается, что участие в нацпроекте доступно только тем частным девелоперам, которым под силу реализовать подобные проекты. Но только ли они стремятся попасть под теплое крылышко нацпроекта?

Застройщики-аферисты

Государственная программа по реализации всех национальных проектов пользуется большой популярностью и у аферистов, не только в области домостроения. В одном только Уральском федеральном округе выявлено за год более тысячи нарушений в области реализации государственных программ. При таком размахе нашего правительства не стоит удивляться, что среди частных девелоперов стали появляться и застройщики-аферисты.
Сколько их на рынке – сказать сложно, но факт остается фактом: попасть на удочку к тем, кто, прикрываясь нацпроектом, попросту гребет деньги лопатой, может каждый. Для примера, в конце прошлого года Главное следственное управление при ГУВД по Москве возбудило уголовное дело по факту обмана соинвесторов при приобретении недвижимости. На этот раз в поле зрения правосудия попали руководители и учредители потребительского ипотечного кооператива (ПИК) "Общее дело" (не путать с крупной группой компаний "ПИК"!). Воспользовавшись доверием граждан и прикрывшись реализацией нацпроекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", аферисты "заработали" свыше 25 млн рублей, организовав первую в России не строительную, а ипотечную пирамиду. Года три назад вышла в свет реклама "Общего дела", обещающая квартиры гражданам за 20% от их реальной стоимости. Эта самая реклама утверждала, что фирма работает в рамках президентской программы. Схема работы кооператива была следующей: любой желающий вступить в него платил взнос в размере от 2 до 5 тысяч долларов и вносил около 20% от стоимости квартиры. Спустя некоторое время люди должны были получить недостающие для покупки желаемой недвижимости деньги от кооператива, естественно с возвратом – своеобразный беспроцентный кредит на срок до 15 лет. Проценты с людей действительно никто брать не собирался, лишь ежегодные членские взносы по 4-5% от суммы долга. По данным следствия, основная масса пайщиков, жаждущих приобрести недвижимость, осталась без жилья, без офисов и без денег. В любом случае, эти условия показались некоторым гражданам более заманчивыми, чем простой ипотечный кредит под 10% годовых. Сколько таких граждан – неизвестно, по данным следствия, жалобы от населения поступают до сих пор.

Мало того, что на рынке появились аферисты, так еще и должностные лица совершают противозаконные сделки, бесстыдно прикрываясь нацпроектом. К примеру, в Курганской области работники прокуратуры установили, что некоторые должностные лица в областной администрации приняли ряд необоснованных решений, предоставив одной из "своих" строительных организаций землю под застройку, не проведя соответствующих аукционов. Подобные нарушения в области реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" зафиксированы и в других муниципальных образованиях страны.

Подобных примеров уже немало, но то ли еще будет. "Вероятность появления на рынке девелоперов-аферистов есть, но она невелика, поскольку федеральные и муниципальные органы, определяя состав участников проекта, скорее всего, будут отдавать предпочтение проверенным застройщикам, уже зарекомендовавшим себя на рынке», – комментирует ситуацию Максим Темников. В тоже время правительство не принимает никаких мер, чтобы защитить в большинстве своем юридически неграмотное население от подобных афер. А пока родное государство изо всех обеспечивает нас "доступным и комфортным" жильем, гражданам остается только одно: вооружиться томами современного законодательства и начать защищать себя самостоятельно. В конце концов, "мой дом – моя крепость!".

Мария Лукина