Почему политики скрывают правду о своих зарплатах?

На модерации Отложенный

Руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России» Андрей Воробьев на днях заявил, что партия должна проводить ротацию руководящих кадров. На партийном съезде в ноябре будут приняты строгие критерии оценки работы региональных функционеров. Однако, по признанию руководства «единороссов», несмотря на масштабную чистку, желающих пополнить их ряды меньше не стало. «НИ» решили выяснить, а выгодно ли сегодня быть освобожденным партийным работником?

Расхожее мнение о том, что сегодня работать на партийном поприще модно и прибыльно, представители большинства партий вне зависимости от идеологии решительно опровергают. Как пояснили «НИ», в партиях на денежное вознаграждение могут рассчитывать только товарищи, которые переведены на профессиональную основу. Самые большие зарплаты получают сотрудники аппарата «Единой России». «В Центральном исполнительном комитете зарплаты от 20 тыс. рублей в месяц и выше, – сказал «НИ» один из «единороссов». – Если говорить про региональные отделения, то это от 5–10 тыс. рублей в зависимости от региона». В московском отделении «партии власти» нам подтвердили, что зарплаты у них «скромные» – порядка 20 тысяч. «Сколько получает руководитель регионального отделения, я даже не знаю, – заверил собеседник «НИ». – С лидерами это отдельно оговаривается».

Сам себе финансист

Уровень зарплат у конкурентов из «Справедливой России» немного ниже. Пресс-секретарь партии Дмитрий Гудков говорит «НИ», что «зарплату получает только аппарат партии, а большинство партийцев работают бесплатно». При этом, по его словам, жалованье сотрудников по России «чуть превышает прожиточный минимум (около 3 тыс. рублей. – «НИ»)». «А сколько максимально, я не знаю, потому что у нас не принято распространяться о заработной плате, – объясняет г-н Гудков. – У нас многие сотрудники не имеют представления даже о размере заработной платы своих коллег. Несмотря на то, что всем кажется, будто в политике много платят, на самом деле это не так. Наверное, есть какие-то единицы, которые получают более или менее сносную зарплату. Но в бизнесе, например, гораздо больше зарабатывают».

Лидеры региональных отделений, говорит пресс-секретарь «Справедливой России», особенно те, что по совместительству являются депутатами Госдумы, «сами платят своим сотрудникам». «Я думаю, что так в большинстве партий. Только «Единая Россия» имеет какое-то финансирование, – перевел г-н Гудков тему разговора. – У нас же кто-то из бизнеса приходит в политику, поэтому сами же и финансируют региональные отделения, не получая от партии ни копейки. Как правило, мы стараемся брать людей, которые в состоянии и аппарат на местах содержать, и работу организовать, имеют и рейтинг, и влияние, и репутацию. А приглашать аппаратчиков, которые будут сидеть на зарплате, – это получится как в советские времена».

«Мы партия небогатая»

Коммунисты платят только тем партийцам, которые не имеют других источников дохода. «Люди, у которых есть работа, трудятся в партии на общественных началах», – рассказали «НИ» в КПРФ. По словам коммунистов, их средний уровень зарплат не превышает 7 тыс. рублей. «Размер зависит от объема работы», – пояснили нам. Лидеры региональных отделений зарабатывают от 10 тыс. рублей и выше. «Если это крупный обком, то где-то 15 тыс. максимум», – сообщил собеседник «НИ».

Партии, в парламент не прошедшие, отмечают, что в средствах ограничены, поэтому у них и штат маленький, и зарплаты невысокие. В «Яблоке» «НИ» пояснили, что «на зарплату могут рассчитывать только работники центрального и регионального аппаратов, а уровень дохода зависит от «прожиточного минимума в регионе и минимальной зарплаты». «Мы – партия небогатая, поэтому зарплата сотрудников среднего звена значительно ниже, чем та, которую предлагают водителям автобусов, машинистам электропоездов – в три-четыре раза ниже, – поясняют «яблочники». – Как правило, на такую зарплату соглашаются девочки и ребята с университетским образованием». Жалованье в провинции примерно втрое ниже, чем в столице.

В «Яблоке» говорят, что в регионах стараются «держать только по два специалиста: бухгалтера и инструктора». «Их зарплата в сравнении с московскими госслужащими ниже примерно тысячи на три-четыре, – сообщил сотрудник аппарата партии. – Я не хочу называть точные цифры, потому что мы же заинтересованы, чтобы к нам пришли люди работать, а любая публикация реального уровня зарплат, таких, как у нас, отпугнет самую талантливую молодежь».



При этом в «Яблоке» признаются, что, устанавливая потолок зарплат, стараются не оглядываться на конкурентов. «Это невозможно и бессмысленно, потому что мы точно не угонимся за «Единой Россией» и СПС, – поясняют там. – Люди же мигрируют, переходят, поэтому мы себе как-то представляем ситуацию в других партиях, но не сравниваем».

Делят мир на «черную» и «белую» зарплату

По словам экспертов, такой низкий уровень партийного жалованья объясняется упрощенной схемой бухгалтерской отчетности. «Поэтому зарплаты, как правило, показываются в районе минимума: от 6 до 15 тысяч, – говорит «НИ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Функционеры официально получают, конечно, больше. Это работа статусная. Но, скорее всего, для того, чтобы не привлекать внимание налоговых органов, «белая» зарплата показывается довольно высокой, но не думаю, что больше 25 тысяч». При этом эксперт отмечает, что «основной доход партийные деятели получают, как правило, в результате осуществления дополнительных функций, за которые они отвечают согласно партийным обязанностям». «К примеру, если функционер курирует регионы, соответственно, на развитие этого направления выделяется определенная сумма. Конечно, себя в обиду при этом он тоже не дает», – поясняет г-н Мухин. Кроме того, партийные работники могут получить дополнительные доходы в период выборов. Ведь законодательные ограничения всегда можно обойти. Например, чтобы перевести средства от государственных компаний, создаются специальные фонды, в которые поступают деньги, а после переводятся на счета партий.

Если же говорить об общих суммах, то согласно ежеквартальным отчетам на содержание своих руководящих органов больше остальных потратила «Единая Россия» – чуть больше 54 млн. рублей за второй квартал 2008 года. На втором месте по количеству расходов на содержание начальства –«Справедливая Россия», которая выделила 35 млн. 391 тыс. рублей. Коммунисты потратили около 5 млн. 600 тыс., а ЛДПР – около 400 тыс., СПС и «Яблоко» – около 2 млн. рублей. Зато на содержание региональных отделений все 14 зарегистрированных партий за второй квартал 2008 года израсходовали 19 млн. 100 тыс.

Лидеры, по признанию политиков, от партии зарплату не получают. В КПРФ нам пояснили, что Геннадий Зюганов получает депутатскую зарплату, поэтому партийной зарплаты у него нет. «Для него существует такое понятие, как «партийный максимум». То есть часть того, что он получает, как и все наши товарищи, избранные от партии или получившие за счет партии государственные должности, он перечисляет в партийную кассу», – отмечают коммунисты. В «Яблоке» поясняют, что неформальный лидер фактически сам финансирует партию: «Формальный лидер (Сергей Митрохин. – «НИ») у нас московский депутат, там у них не бедная жизнь». В «Справедливой России» ответить на этот вопрос затруднились, но предположили, что Сергей Миронов, скорее всего, получает только зарплату спикера Совета Федерации. В свою очередь, председатель федерального политсовета СПС Никита Белых признался «НИ», что «партийные лидеры и члены президиума работают на благотворительной основе и, конечно, зарплату не получают».

Впрочем, если судить по декларациям, обнародованным ЦИК РФ накануне думских и президентских выборов, за четыре года лидер КПРФ заработал около 3,5 млн. рублей, а среди источников его доходов отмечается Госдума, пенсия и доходы по вкладам. Владимир Жириновский также за четыре последних года заработавший около 3 млн. 700 тыс. рублей. Помимо депутатской зарплаты, лидер ЛДПР получал доходы от чтения лекций в МГУ и от некоего ООО «Весткот Медиа».

Запас карман не тянет

Алексей Мухин отмечает, что «очень прибыльно работать в партиях было в 90-х годах, потому что финансовые потоки, которые проходили через них, фактически не поддавались учету». «Тот запас денежных средств, которые старые партийные лидеры накопили, используется ими до сих пор, – говорит «НИ» г-н Мухин. – Сейчас в результате нескольких лет партийных реформ партийные финансовые потоки испытали ряд потрясений». По его словам, для оппозиционных партий сейчас вообще «смертельно опасно показывать доходы». На деле же, утверждает наш собеседник, «в партиях по-прежнему существует добрая старая традиция «белой» и «черной» кассы. «От этого никуда не деться, потому что российское законодательство, к сожалению, не позволяет осуществлять партийную деятельность, основываясь только на легальных финансовых потоках», – отметил он.

Марьям Магомедова, Марина Волобуева