Грузинское сопротивление России поставлено по всем законам драматургии
На модерации
Отложенный
Из всех искусств любимым для грузин является театр. Сопротивление России в Грузии поставлено по всем законам драматургии, каждая сцена продумана до мелочей. Участники этой драмы—буквально все грузинские граждане, благодарные зрители—западные страны, мечущийся главный герой—Михаил Саакашвили. Этот политический спектакль захватил буквально всех, равнодушных не осталось, но интрига заключается в том, что финал предсказать невозможно.
Президент России Дмитрий Медведев похоронил Саакашвили. Он назвал грузинского президента «политическим трупом» и отказался иметь с ним дело и вообще вести какие-либо переговоры. Москва посылает сигналы в Грузию тем, кто хочет договориться и помириться: мир в обмен на Саакашвили. Единственный вопрос: есть ли в Грузии сейчас силы, которые способны такой обмен совершить?
Грузия пока демонстрирует единство. Есть общий враг—российские войска, которые сильно напугали одних и служат активным раздражителем для других. «Остановить российскую агрессию в Грузии!»—лейтмотив государственной пропаганды. «Stop Russia!»—огромный плакат целый день вешали на центральной площади Тбилиси, на площади Свободы. Раньше на этот месте была реклама местной лотереи с предложением купить билетик и выиграть миллион, теперь это неактуально. Антироссийский плакат повесили как раз напротив окон самой дорогой гостиницы—Court Yard Marriott. Гостиница заполнена политиками, чиновниками, экспертами и журналистами из Америки и Европы, этот лозунг явно к ним и обращен. В Тбилиси почти нет антироссийских надписей на грузинском языке, все плакаты, карикатуры и лозунги написаны по-английски. Иностранных туристов сейчас нет, зато иностранные журналисты ходят толпами. Журналистам нравится работать в Грузии, каждая акция протеста превращается в небольшой и яркий спектакль. Артистизм—природное качество грузин, и наблюдать за ними одно удовольствие. Это армяне протестуют мрачно, армянский протест оставляет тяжелое, гнетущее впечатление. Грузины все делают эмоционально и красочно. Большинство телевизионных постановочных выступлений президента снимает Дато Герсамиа. Невысокий, полноватый, лысоватый, стеснительный—в общем, довольно неказистый человек, он снимает все эти акции словно блокбастеры, масштабно. В свободное от пропагандистской работы время Дато снимает телевизионные спектакли по произведениям грузинских классиков, но сейчас родина в опасности, поэтому все силы уходят на политические шоу. На прошлой неделе десятки тысяч грузин вышли на улицы страны и, взявшись за руки, демонстрировали национальное единство. Эти кадры показали все основные телеканалы мира. Помощь Запада—единственное спасение нынешнего политического режима.
Голоса оппозиции сейчас в Грузии не слышно. По крайней мере, не слышно громкой критики действий Саакашвили. Наоборот, пока большинство оппозиционных политиков критикуют действия России и поддерживают единство Грузии перед лицом внешней угрозы. Например, если еще весной молодой и популярный оппозиционер Георгий Таргамадзе строил свою предвыборную стратегию на критике Саакашвили, то теперь он каждый день появляется на грузинском телевидении со словами поддержки президентского курса. Лидеры основных оппозиционных партий выступили с официальным заявлением, что, пока российские войска находятся на территории Грузии, никаких политических дискуссий и борьбы между разными силами не будет.
Политическая элита Грузии разделена на два лагеря. Значительная часть политиков и общественных деятелей охвачена эйфорией борьбы с Россией. Самолюбие грузинской элиты сильно уязвлено. Обида, нанесенная российскими десантниками, не только не утихает, но каждый день эти душевные раны кто-нибудь да теребит.
Но постепенно растет число тех, кто считает произошедшие в августе события крахом Саакашвили, а его политику—тупиковой и опасной для Грузии. В Тбилиси говорят о возможной коалиции бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе и единого кандидата на президентских выборах от оппозиции Гачечеладзе. Они якобы договорились об альянсе против Саакашвили во время недавней поездки в США. Однако влияние Бурджанадзе сильно в России преувеличено. Более того, ее супруг занимает большой государственный пост, и Саакашвили шутя иногда намекал на возможность тщательно проверить его работу. Не поддержат Бурджанадзе и в США. Она хотела очень понравиться во время своего последнего визита, но перестаралась. Рассказывают, что Бурджанадзе шокировала американский истеблишмент своими бриллиантами. Американские политики при всем цинизме в душе—пуритане.
Есть, правда, часть радикальной оппозиции, активизации которой боятся грузинские власти.
По иронии судьбы, самыми ярыми противниками Саакашвили являются сыновья первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа, провозгласившего в конце 80-х годов лозунг «Грузия для грузин!». Их обвиняют в том, что на российские деньги они пытались организовать заговор с целью свержения власти еще в конце 2007 года. От греха подальше среднего из сыновей Гамсахурдиа на прошлой неделе арестовали. Его подозревают в связях с российскими спецслужбами.
Недовольство политикой Саакашвили пока не стало явным, оно только вызревает в глубине грузинского общества. Масштаб этого недовольства и его результат зависят от экономических последствий последней войны.
США уже официально объявили, что окажут Грузии экономическую помощь. Пока говорят о сумме почти в 3 млрд долларов—это половина годового бюджета страны. Но эти деньги пойдут на инфраструктурные проекты—дороги, армию и здравоохранение. Если помощь Запада придет быстро и грузинское правительство сумеет грамотно ею распорядиться, то ближайшую зиму Саакашвили переживет. Хотя экономические вызовы посерьезней военных.
Более 20 тысяч беженцев нуждаются в помощи. Эти люди потеряли все, что у них было, они ютятся либо в школах Тбилиси, либо в палаточных лагерях. Беженцы могут стать детонатором общественного возмущения. Это не подавленные и не способные к сопротивлению жители Гальского района Абхазии, это люди, которые в упорной борьбе с осетинами отстояли право жить в Южной Осетии или на границе мятежной республики. Очень скоро они начнут предъявлять Михаилу Саакашвили претензии.
Васико Лапачи провел в осетинском плену три недели. Он жил в грузинском селе недалеко от Гори. Сейчас село разрушено и находится под контролем осетин, попасть в село нельзя, потому что там стоит российский военный пост. Мать Васико находится в селе. Сам Васико чудом остался жив, его друга расстреляли. Вместе с другими такими же простыми грузинами он убирал в Цхинвали трупы погибших. Он рассказывает, что из 200 человек, которых держали в качестве заложников, несколько сошли с ума. Он вспоминает, как на окраине их села стояла грузинская армия и как эта армия потом бежала. «Мы просили их дать нам оружие, но нам отказали. Мы умоляли их забрать наших женщин, но они так бежали, что побросали даже свои вещи и боеприпасы. Они ушли 10 августа вечером, а российские войска и осетины зашли в наше село только 12-го утром»,—рассказывает Васико. Сейчас все его мысли о матери и о том, что же стало с его урожаем, одного чеснока он собрал 7 тонн. Скорее всего урожай пропал. Но пройдет несколько месяцев, и боль трансформируется у Васико и тысяч таких же грузинских крестьян в ненависть. Эта ненависть обязательно ударит по Саакашвили.
Некоторые эксперты считают, что значительное напряжение возникнет и из-за прекращения работы российского консульства. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, и теперь сотни тысяч грузин не смогут получить российские визы. Сколько граждан Грузии находится в России, сказать трудно: по разным оценкам, от 300 тысяч до миллиона человек. Выдавливание грузин из России началось как минимум два года назад. И теперь многие успели переориентироваться на работу в Европе, Украине и даже в Белоруссии, домой вернется не так много возмущенных и обиженных.
Значительно сложнее обстоят дела с российскими инвестициями. По неофициальным данным грузинского правительства, около 80 процентов всех иностранных инвестиций шло в Грузию из России. На втором месте находились инвесторы из Казахстана. Американские частные вложения составляли не более 5 процентов. Уход российских и казахских денег сильно ударит по многим отраслям грузинской экономики. Не говоря уже о похороненных мечтах вернуться на российский рынок с вином, минеральной водой и фруктами. Сельское хозяйство Грузии последние годы возрождалось исключительно в ожидании возвращения на огромный российский рынок.
Общий баланс ситуации явно не в пользу Михаила Саакашвили: надолго, если не навсегда, потеряны территории, Грузия понесла миллиардные прямые убытки, экономика страны отброшена на несколько лет назад. Спасает грузинские власти только несгибаемое упорство Кремля: чем сильнее и грубее Россия бьет по Саакашвили, тем легче ему мобилизовывать и удерживать под контролем грузинское общество, особенно молодежь. Правда, долго в этом чрезвычайном напряжении и воинствующем экстазе люди жить не смогут. Действительно, война за власть в Грузии продолжается.
Павел Шеремет
Комментарии