Чтобы навести порядок в Ингушетии, нужен сильный клан?
На модерации
Отложенный
После убийства Магомеда Евлоева, владельца сайта Ингушетия.ру, оппозиционера, который все время выступал против Марата Зязикова, его клан (клан Евлоевых) объявил о начале кровной мести клану Зязиковых. Впрочем, сначала они объявили, что потребуют отделить Ингушетию от Российской Федерации, а уже потом – о кровной мести.
Зязиков, хоть и президент Ингушетии, но личность, по всей видимости, не идеальная. «Я всегда летаю в самолете с простым народом, но в отдельном боксе, в бизнес-классе, сижу там один», - оправдывался он после убийства Магомеда Евлоева. Мол, не обвиняйте меня в том, что я поссорился в самолете с Магомедом, я его в жизни никогда не видел!
Неприятно, когда врут.
Что это президент нищей Ингушетии – выкупает весь бизнес-класс? Дороговатые поездки президента бедной и даже нищей республики. И что значит: «летаю с простыми людьми»? Зязиков ведь тоже не бог. Но в Ингушетии вот уже лет десять ненавидят всех президентов, которых избирают. Никак эти президенты не могут угодить этому народу. Евлоевы – это такая семья в Ингушетии, которая вечно находится в оппозиции всякому во власти, кого они еще вчера поддержали, - такое у них амплуа.
Пока смотришь на это со стороны, кажется: вот комедия! А когда все это заканчивается убийством, думаешь: ну, вот, опять трагедия.
антастическая схема здешнего политического устройства - кланово-тейповая одобрена российскими властями и в Чечне и в Ингушетии. Это значит: мутная и беспринципная. А другой схемы эти народы не понимают. В этой схеме не предполагается, что какая-нибудь государственная структура может выполнять свои функции, не оглядываясь на тейпы, на причудливые переплетения их взаимоотношений, на то, кто и как срубает бабло, тут личное всегда выше и больше общественного. И так было испокон веку.
Когда-то в 2000-ом году, ровно в тот момент, когда утонула атомная подлодка "Курск", я оказалась в служебной командировке в Ингушетии, Чечне и Северной Осетии. На дворе стоял сентябрь. Только что прошли одни выборы, а на пороге маячили очередные - в парламент Ингушетии. Президент Ингушетии - Руслан Аушев собирался через пару лет на второй президентский срок. Считай – завтра. В Ингушетии всегда готовятся к выборам, как в Северной Корее – к парадам.
Обширный клан Евлоевых, часть из которого проживала в стольном граде Москве, объявил войну Аушеву и его приспешникам, например, Михаилу Гуцериеву и его клану. Знаменитый борец, экс-чемпион мира по вольной борьбе Ваха Евлоев десятками привозил в Назрань иностранных журналистов, показывал, как живут ингуши, изгнанные из Пригородного района Северной Осетии, - а живут они в картонных ящиках под высоковольтными проводами с 1992 года. Знакомил с судьей, которую чуть не убили за принципиальность во время выборов. В общем, консолидировал оппозицию против «клики Аушева-Гуцериева».
Все Евлоевы в тот период клянут Руслана Аушева, Михаила Гуцериева, президента соседней республики Северной Осетии – Дзасохова, вообще, клянут всех. В каждом ингушском доме-крепости живут родственники из Чечни, потому что ингуши и чечены – это один народ. В Ингушетии повсюду и лагеря беженцев из Чечни, и дома отдыха для боевиков. Все это нам также показывают. Аушев не хочет, чтобы чеченские беженцы покидали Ингушетию – лагеря беженцев кормят республику, ведь тонны бесплатных благотворительных продуктов завалили Ингушетию. На здешних рынках сахар, масло и крупы дешевле, чем в других регионах страны. Случайный собеседник в ресторане города Назрани, чечен по национальности, объясняет мне, что мечта «всех честных бизнесменов» - это чтобы во главе объединенной республики, которая бы состояла из Чечни-Ингушетии_- Ставропольского края и Краснодара стоял бы русский генерал, а административные границы были бы уничтожены. Этот «честный бизнесмен» занимался сбором металлолома на полях сражений в Чечне и нелегально перевозил металл продавать в Ставрополье. Его напрягали административные границы между республиками – на границах стояли милиционеры, они брали взятки. Я спросила его, почему руководить этим гигантским административным образованием должен обязательно русский генерал, а не чеченский? Он усмехнулся: «Нашим нельзя доверять руководить – они буду помогать только своему тейпу». Экс-чемпион мира Ваха Евлоев тогда состоял в СПС и презирал коммунистов. Впрочем, могло быть и наоборот. Просто так вышло.
Евлоевы бурлят, завозят в республику журналистов из Москвы целыми автобусами - у них есть для этого и силы и средства. Тем и информационных поводов сколько хочешь. Ингуши, изгнанные из Первомайского района Северной Осетии в 1992-ом году после межнационального конфликта между осетинами и ингушами, до сих пор живут в картонных коробках как раз напротив особняков Евлоевых. Выборы, которые проводит Аушев - нечестные. Сам Аушев выстроил на деньги бюджета свой "кремль" и новую столицу Магас. Михаил Гуцериев и его братец - жулики, они вместе с Аушевым создали оффшорную зону в Ингушетии.
И вообще все тут, на Кавказе - хреново. Главное: все было правда. Просто никто в то время не хотел публиковать эту правду. Очень смелый Егор Владимирович Яковлев, главред очень смелой «Общей газеты», которая была бельмом в главу власти, был человек определенной тусовки, и против Аушева не хотел публиковать ни слова. Аушев, по мнению тусовки Егора, был демократ и вообще свой парень. Ингушская оппозиция для Егора Яковлева, большого авторитета в журналистике, была примерно такая же хрень, как негодяи, воюющие против Горбачева или Лужкова. Что позволяет сделать выводу о том, что и в России тоже все поделено если не на тейпы, то на кланы - однозначно.
А потом Ваху Евлоева убили.
По уточненным данным, бывший депутат Народного собрания Ингушетии, двоюродный брат экс-президента республики Руслана Аушева Ваха Евлоев был расстрелян в пятницу около 10.00 в селе Сурхахи. Как сообщал сайт «Ингушетия.Ru», автомобиль Toyota Camry, на котором Евлоев выезжал из дома, неизвестные лица обстреляли из автоматического оружия. Он получил множественные огнестрельные ранения в различные части тела и в критическом состоянии доставлен в республиканскую клиническую больницу, расположенную в Назрани.
Ваху Евлоев, чемпион мира по вольной борьбе, как уточнил Магомед Евлоев, двоюродный брат Руслана Аушева. «Но в принципе он его противник», - отметил владелец оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» «Он в 2002-м году на выборах поддержал Мурата Зязикова, после этого постоянно был сторонником Зязикова, получал от него различные преференции», - рассказал Магомед Евлоев.- - Странно, что в новый состав Народного собрания Ингушетии Ваху не включили. «Обещали должность главы администрации Назрановского района - но и туда его не назначили. Всё время он эту должность ждал, хвалил Зязикова, постоянно оправдывал расстрелы – внесудебные расправы. Такой – своеобразный человек был», - охарактеризовал родственника Магомед Евлоев. Ваха Евлоев был в группе ингушских старейшин, которые в прошлом году настояли на том, чтобы Магомед Евлоев отказался от управления сайтом. Они просили отца Магомеда повлиять на сына, чтобы он «прекратил выступать против Зязикова и действующей в республике власти.
Выборы, на которых победил Зязиков, по мнению оппозиционеров, которых возглавлял Евлоев, тоже были нечестные. Оказывается, при Зязикове, как и при Аушеве, с которым боролся Ваха Евлоев, на выборы никто не ходил, а процент, проголосовавших «за» равнялся 99,9… Национальная традиция. После этих, последних, выборов, Магомед Евлоев и Магомед Хазбиев принесли в администрацию президента РФ 80 тысяч подписей с просьбой вернуть на должность президента Ингушетии Руслана Аушева, потому что Зязиков – плохой. Магомед Евлоев, который осуждал Ваху Евлоева за его «своеобразие», также был убит неделю назад в Магасе. Теперь его родственники объявили Зязиковым и Медовым (тейп министра внутренних дел Ингушетии) кровную месть. Кровь здешнего народа бурлит. Они хотят все по-честному, но готовы ли сами к этому – непонятно. Живущие в России с трудом могут представить себе кавказскую демократию.
Описывая процессы на Кавказе, журналисты, в основном, врут, изображая Кавказ как «территорию свободы», и умалчивают о главном: закон тут бессилен. Уже когда «Общая газета» была продана питерскому пофигисту Славе Лейбману, и Егор Яковлев не мог влиять на процесс создания материалов об Аушеве и святой кавказской демократии, корреспондент по Кавказу Бахрияр Ахмедханов в 2002 году съездил в Назрань на очередные выборы президента и написал правду о том, что такое политика в Ингушетии. «Ингуши смотрят, чьи лампасы шире», - так назывался материал Бахтияра. «Обилие зарегистрированных претендентов на президентский пост (23 человека) не вводит в заблуждение граждан республики. Кто-кто, а уж они знают, что реальных претендентов максимум трое, а скорее всего - только два. Это бывший замначальника управления ФСБ по Астраханской области генерал-майор Мурат Зязиков и также бывший руководитель МВД Ингушетии генерал-лейтенант милиции Хамзат Гуцериев (брат Михаила Гуцериева, который раньше владел «Славнефтью» и оффшорной зоной в Ингушетии). Почти все остальные кандидаты - для статистики.
Выборы в Ингушетии – это, прежде всего, бизнес для населения. А затем – развлечение. Аренда маленького помещения под избирательный штаб в предвыборной Назрани стоит от 200 до 300 долларов в месяц - на торговом обороте такие деньги сделать очень трудно. Люди, особенно в селах, ходят на "кандидатов", как в кино. Причем на всех подряд - сельские клубы и актовые залы школ постоянно собирают аншлаги. В первых рядах чинно рассаживаются старики, за ними мужчины постарше, затем женщины и молодежь. Дети и опоздавшие толпятся в проходах и дверях. Это театр. О своих политических надеждах говорят скупо.
О Мурате Зязикове: «Генерал наведет порядок, он из структуры относительно чистой и не связанной с криминалом. Он наладит отношения с Центром, испорченные Русланом Аушевым. С помощью Центра он сможет решить проблему Пригородного района и помирит ингушей с осетинами - тогда можно будет свободно ездить во Владикавказ и дальше, в Россию, а не сидеть в полублокаде. На встречах он говорит, что не даст денег, но даст закон - золотые слова».
Другой кандидат: генерал МВД Хамзат Гуцериев: мнения "за". Генерал - волевой человек, очень сильная личность, он не позволит военным втянуть Ингушетию в войну, не допустит объединения с Чечней, как того хотят в Москве. Его брат Михаил - президент "Славнефти", через него в республику пойдут инвестиции. Михаил уже многое сделал, а если изберут Хамзата - сделает еще больше. В местных газетах пишут, что в маленькой Ингушетии сошлись интересы крупнейших группировок и кланов, в том числе и криминальных. Через территорию республики в соседнюю Чечню идут оружие и наркотики, и тем, кто будет контролировать эти потоки, обеспечены огромные прибыли. Итак, можно сказать, что генерала от ФСБ поддерживало руководство ЮФО, а генерала милиции младшие братья - Саид, депутат Госдумы от "Единства", владелец группы "БИН", и Михаил, президент "Славнефти", а также очень значительная часть местной элиты. Достаточно сказать, что восемь кандидатов в президенты даже не скрывают, что баллотируются с единственной целью - поддержать Хамзата Гуцериева.
В общем, как писал Бахтияр Ахметханов в далеком 2002 году, ингуши все время смотрят, чьи лампасы шире. Но с тех пор национальный характер ингушей не изменился. Изменилась только политическая ситуация: в Чечне Путин нашел сильный тейп и возложил на главу этого тейпа ответственность за спокойствие в республике. А в Ингушетии такой тейп найти пока не удалось: ингуши все бурлят и убивают друг друга, апеллируя к мировому сообществу. Как только российским властям удастся нащупать в Ингушетии такой тейп, который обеспечит покой в республике и лояльность центру, тут тоже воцарится тот порядок, о котором мечтают здешние мужчины: можно будет делать свой бизнес, невзирая на административные границы…
Комментарии