Когда Грузия успела сделаться 51-м штатом США?

На модерации Отложенный Обет солидарности с Грузией, который дал Чейни, – это лишь способ рассориться с Россией, гарантировать поставки нефти и помочь республиканцам

Выбираясь за границу, Дик Чейни почти каждый раз провоцирует бурю во внешнеполитических кругах. Его недавнее турне по Азербайджану, Украине и Грузии тоже оправдало ожидания. Вице-президент США пригласил Украину и Грузию в НАТО, а Грузии, кроме того, пообещал гуманитарную помощь на сумму в 1 млрд долларов – на восстановление после войны с Россией.

Когда Грузия успела сделаться 51-м штатом США? Я приветствую оказание гуманитарной помощи, но когда стране с 4-миллионным населением выделяется миллиард долларов??? Меня бесит, что эту помощь Америка посылает не по доброте душевной: речь идет о холодном, продуманном шаге, который напрямую направлен против России. Более того, это награда грузинскому правительству за его безрассудные действия: вторжение в сепаратистскую провинцию, хотя Вашингтон, по некоторым сведениям, остерегал от этого шага, и попутное создание катастрофических морально-этических проблем.

Чейни во время визита назвал грузин "храбрыми", а также заявил, что американцы "солидарны с народом Грузии". Что, серьезно? Спорим, что большинство американцев не сможет показать Южную Осетию на карте, а тем более произнести ее название.

Причины внезапной любви американцев ко всему грузинскому разнообразны. Во-первых, уже несколько лет назревало возобновление конфронтации с Россией в стиле холодной войны. Дело ЮКОСа, хакерская война России с Эстонией и ссора вокруг Британского совета – все это были симптомы определенной тенденции. Каждый раз, когда Владимир Путин раскрывает рот, с его языка слетает очередное антизападное заявление.

Во-вторых, Грузия расположена в зоне важного коридора, по которому транспортируются энергоносители. По грузинской территории проходит подземный нефтепровод Баку-Джейхан, ведущий с востока на запад. Эта труба жизненно важна для того, чтобы не позволять Ирану и России наложить лапу на каспийскую нефть. Чейни знает этот факт лучше всех и спешит до ухода в отставку договориться об энергетических проектах для будущих клиентов – надо же как-то кормиться на пенсии. А Грузия платит не скупясь, как наверняка известно Рэнди Шойнеманну, который в апреле этого года договорился помогать Тбилиси за 200 тыс. долларов, одновременно занимая должность старшего советника Джона Маккейна по внешней политике.

В-третьих, грузинский президент Михаил Саакашвили активно, с размахом Ахмеда Чалаби, пустил в ход свое обаяние. Этот президент – молодой, элегантный, владеющий английским – угощал и привечал всех вашингтонских неоконсерваторов.

В качестве ответной любезности почти весь Вашингтон закрыл глаза на то, что Саакашвили в ноябре прошлого года приказал своим войскам стрелять в безоружных демонстрантов и закрыл несколько независимых телекомпаний, что привело к досрочным президентским выборам.

И наконец, холодная война с Россией выгодна республиканцам. Чем больше американский электорат беспокоится за безопасность страны, тем дальше он сдвигается вправо. Даже Путин намекнул, что грузинская операция была задумана в Вашингтоне, чтобы помочь Маккейну. Правда, это идея несколько надуманная и попахивает конспирологией, но ухудшение американо-российских отношений Маккейну, безусловно, на руку (а Сара Пэлин, разумеется, опытный кремленолог, поскольку от ее штата до России рукой подать!).

Говоря все это, я вовсе не пытаюсь выгородить Россию. Нелегко оправдать действия Кремля, предпринятые им в ближнем зарубежье России за прошедшее десятилетие. Но безрассудно вставать на сторону любого государства, которое бросает вызов России, или непродуманно расширять НАТО на восток – это отнюдь не разумная политика и не стратегический приоритет в ситуации, когда Иран стремительно прогрессирует в области ядерных разработок, а Афганистан с каждой неделей все больше напоминает Ирак. По этим вопросам необходимо сотрудничество с Россией. Отсюда не следует, что нам не стоит критиковать Москву, но, дразня русского медведя, Чейни всего лишь оставит в наследство следующему президенту назревающий внешнеполитический кризис.

Грузия прекрасно вписывается в черно-белые иллюзорные представления республиканцев о внешнеполитическом курсе – историю о том, что в нашем мире есть добро и зло, и Россия определенно воплощает собой зло. Попытки проанализировать ситуации типа российско-грузинской войны и выявить нюансы – это любимое занятие демократов, равносильное переговорам со злом, – это сравнение на прошлой неделе часто звучало в Сент-Поле.

Безрассудную внешнюю политику Чейни следует остановить. Сулить Грузии, Украине и Азербайджану всевозможные подачки – это еще не последовательный курс, это лишь рефлекторная, бездумная реакция на российскую агрессию, которая только подольет масла в огонь.

Любопытно: если Саакашвили действительно "политический труп", как назвал его в приступе гнева российский президент Дмитрий Медведев, то недавняя встреча Чейни с грузинским лидером была всего лишь беседой двух политических трупов.

Лайонел Бихнер