США посеяли в Косово ветер, Грузия пожала бурю

На модерации Отложенный

Предвосхищая признание российским президентом Дмитрием Медведевым независимости Абхазии и Южной Осетии, президент Буш сказал: "Территориальная целостность Грузии и ее границы должны вызывать такое же уважение, как и всякого другого государства".

Действия России критикуют сейчас сенаторы Барак Обама, Джозеф Байден и Джозеф Либерман, госсекретарь Кондолиза Райс, бывший посол в ООН Ричард Холбрук и многие другие представители как республиканской, так и демократической партии.

В числе конкретных упреков в адрес России - нарушение территориального суверенитета Грузии, едва оперившейся демократии и члена ООН; непропорциональный ответ на попытку грузинского президента Михаила Саакашвили силой урегулировать статус Южной Осетии, в частности, операции российских военных далеко за пределами Южной Осетии; а также неторопливость Москвы в том, что касается вывода своих войск в соответствии с соглашением, подписанным при посредничестве французского президента Никола Саркози.

В Вашингтоне, очевидно, не очень ценят иронию. Похоже, критики забыли, как президент Буш признал независимость Косово, области демократической, состоящей в ООН Сербии. Высказывание президента Буша насчет "всякого другого государства", чья "территориальная целостность и границы должны вызывать такое же уважение", по всей видимости, не распространяется по крайней мере на этот случай. Если он может нарушать Хартию Объединенных Наций и Хельсинкский заключительный акт, который гарантирует незыблемость границ, то какое право имеет он обвинять других в том же самом?

Если Москва переступила черту, оказав сокрушительный военный отпор нападению господина Саакашвили, то как мы должны назвать 78 дней непрерывных натовских бомбардировок по всей территории Сербии, разрушивших большую часть гражданской инфраструктуры этой страны? Если винить Россию за неполное выполнение плана Саркози, то что можно сказать о нарушении Вашингтоном резолюции 1244 Совета безопасности ООН, который ознаменовал конец войны 1999 года в Косово и подтвердил сербский суверенитет над этой областью?

В качестве причин, по которым Сербию сделали исключением из правила, выполнение которого мы требуем в Грузии, обычно приводят то, что НАТО вмешалось с целью остановить геноцид косовских албанцев и что те никогда не согласятся быть частью Сербии. Но после войны истинные размеры потерь среди всех этнических групп - будь то в ходе боевых действий, военных преступлений, совершавшихся как сербами, так и албанцами, или в результате натовских бомбардировок - оказались намного ниже тех цифр, что приводились в оправдание войны. Учитывая, что население Южной Осетии намного меньше, взаимные обвинения в геноциде югоосетин и грузин, соответственно, являются пропорционально более серьезными чем то, о чем шла речь в Косово.

Или югоосетины и абхазы менее решительны в своем нежелании подчиниться власти Тбилиси, чем косовские албанцы - власти Белграда?

Следует также учесть, что правовой статус Косово очень отличается от статуса образований, входивших в Советский Союз. По югославской конституции - в соответствии с которой произошло отделение Хорватии, Словении и т.д. - Косово, являвшееся частью Сербии до создания Югославии, не имеет прав на независимость. Напротив того, закон СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР", который создал правовую базу для независимости союзных республик и Грузии в том числе, требовал, чтобы автономным образованиям на их территории была предоставлена возможность путем референдумов остаться в составе Советского Союза и, если уж на то пошло, в составе его приемницы - России.

Таким образом, в то время как статус Косово в качестве части Сербии не подлежит сомнению, Южная Осетия и Абхазия могут привести веские доводы в пользу того, что они были частью Грузинской ССР, но независимого государства Грузия - никогда. (То же самое касается Приднестровья в отношении к Молдове и Нагорного Карабаха в отношении к Азербайджану. Когда по этому пути пойдут и они?)

Наплевав на международно принятые "дорожные правила" по Косово, Вашингтон создал, по сути, правила джунглей. Каждая держава действует, как ей заблагорассудится, подавляя непокорные нацменьшинства или покушаясь на границы других государств: Соединенные Штаты пытаются принудить Сербию принять независимость Косово и оказывают (без особого успеха) давление на другие страны, чтобы те его признали; Грузия пытается, но не может покорить осетин и абхазов; Россия переходит к установлению независимости осетин и абхазов и теперь попытается также добиться более широкого признания их суверенитета в мире. В свою очередь, поддерживаемая США албанская администрация сепаратистского Косово сама угрожает повторить в миниатюре нападение господина Саакашвили на Южную Осетию, чтобы подчинить анклавы, где укрываются оставшиеся 30% довоенной сербской общины провинции. Где заканчивается принцип "большая рыба ест маленькую"?

В Косово Вашингтон посеял ветер, и вот теперь Грузия пожала бурю. Только возврат за стол переговоров с тем, чтобы обсудить со всех сторон ситуацию в Косово, Южной Осетии, Абхазии и в других подобных конфликтных регионах, может не дать этому злокачественному прецеденту еще больше выйти из-под контроля с непредсказуемыми последствиями для глобального мира и стабильности. С каждым шагом по этой дороге будет все сложнее загнать обратно в бутылку джина по имени "Кто сильнее, тот и прав".

Джeймс Джoрдж Джaтрaс