Каждая седьмая упаковка таблеток в России — подделка

На модерации Отложенный

«Объем продаж фальсифицированной продукции за год составляет 200-300 млн. долларов, или 10-15% от легального оборота лекарств», — такие данные озвучил начальник отдела департамента охраны общественного порядка МВД России Геннадий Царапкин.

С каждым годом доля поддельных препаратов в России растёт — этот бизнес по-прежнему остается одним из самых доходных. И даже если удаётся доказать факт фальсификации, производители поддельных лекарств практически не страдают — наказание для них чисто символическое.

В мае 2008 года представители Росздравнадзора и депутаты Госдумы предложили ввести уголовную ответственность за производство и сбыт некачественных и поддельных лекарств. Однако российское уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях по-прежнему закрепляют лишь общие нормы ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарств.

В результате, оценка в 10-15% от легального оборота и 200-300 млн. долл. значительно выше прежних данных об объемах фальсификата. Ещё в феврале этого года представитель Росздравнадзора Михаил Демиденко говорил о том, что, по официальным данным, в России только 0,7% препаратов от общего числа, проверенных Росздравнадзором, являются фальсифицированными. Тогда представители Росздравнадзора говорили о другой сумме: предполагалось, что ежегодно органы внутренних дел изымают из обращения фальсифицированные и недоброкачественные лекарства на сумму не более 4-5 млн руб.

Самое печальное, что от несовершенства законов, страдают, как обычно, простые покупатели. Ни один потребитель не в состоянии самостоятельно разобраться, какое лекарство он купил — настоящее или поддельное.

Отличить фальшивку по цвету, форме или запаху практически невозможно. И если раньше хоть какой-то гарантией безопасности служила фирменная хорошая упаковка лекарства, то сегодня с появлением современных технических средств изготовить качественную упаковку несложно. Например, 5 сентября 2008 года в подмосковном посeлке Оболенске сотрудники правоохранительных органов обнаружили цех, в котором к продаже готовились лекарства с давно истекшим сроком годности. На упаковках просто переклеивали старые этикетки на новые.

— Ежегодный мировой оборот торговли фальшивыми лекарствами по самым скромным оценкам составляет от 15 до 20 миллиардов долларов, — говорит эксперт рынка, генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова. — Единственный эффективный способ бороться — ужесточать наказание. Примером контроля со стороны закона может послужить опыт европейских стран. Например, во Франции производство и импорт фальсифицированных лечебных средств по закону наказывается лишением свободы на срок 4 года или штрафом в размере 400 тыс. евро, а организация незаконной сети сбыта — сроком 5 лет или штрафом в размере 500 тыс. евро. Но, как ни удивительно, в этой ситуации страдает не только конечный потребитель, но, прежде всего, сами поставщики лекарств и руководители аптек. Потому что отличить фальсификат от оригинала не всегда удается даже специалистам — настолько совершенны технологии производства поддельных лекарств. Чтобы не страдали невиновные, наказывать надо, прежде всего, за производство, а не за сбыт.

Юлия Гарматина