Всемирный банк предрекает рублю будущее резервной валюты

На модерации Отложенный

Всемирный банк верил в рубль. Несколько недель назад главный экономист по России Всемирного банка Желько Богетич заявил, что рубль может превратиться в региональную резервную валюту уже в ближайшее десятилетие. Российскому правительству прогноз банка понравился: ведь о перспективах рубля как о резервной валюте уже говорили ранее премьер-министр Путин и президент Медведев. Окрылённый подобной поддержкой министр финансов РФ Алексей Кудрин и вовсе взялся выполнить пятилетку за три года: по его словам, сделать отечественную валюту главной валютой региона можно успеть и до 2012 года. Никого из вышеперечисленных падение курса рубля, случившееся за последние две недели, не волнуют: основные экономические показатели слишком хороши, чтобы пугаться временного бегства инвесторов.

Рубль заставляет говорить о себе многих всемирно известных экономистов. И в этом нет ничего странного. Последние несколько лет российская валюта ежегодно укрепляется больше, чем по 5%. На фоне мирового кризиса Россия, по крайней мере последний год, казалась тихой гаванью: стабильная политическая ситуация, стабильно растущая экономика, серьёзный профицит по счёту текущих операций, крепкая валюта.По данным главного экономиста Deutsche bank Ярослава Лисоволика, за первое полугодие положительное сальдо текущих операций платёжного баланса в России выросло до 9% ВВП.

Для сравнения: у стран Восточной Европы, которые тоже в теории могли бы претендовать на роль тихих островков в море экономического кризиса, дефицит по текущим операциям составляет более 10% ВВП. Внешнеторговый оборот России, по данным Росстата РФ, превысил 303,4 млрд. долларов США, причём положительное сальдо торгового баланса, то есть объём экспорта минус объём импорта, составило 84,1 млрд. долларов. Это значит, что рост продолжается: в январе – мае прошлого года сальдо торгового баланса составляло 51,6 млрд. долларов. Неудивительно, что Россия становится всё более интересной для иностранных инвесторов: за первый квартал этого года иностранные инвестиции выросли на 45,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 221 млрд. долларов. (Во время кризиса в Грузии часть этих денег – по максимальным оценкам, около 10 млрд. долларов – была вывезена из России, но по сравнению с общими объёмами эта сумма незначительна. – Прим. ред.)

Конечно, часть этих денег – это собственный капитал, возвращающийся в Россию из офшоров. И пусть: какие ещё нужны доказательства иностранцам, если даже сами российские бизнесмены предпочитают переводить деньги в Россию? Всех этих доводов оказалось достаточно, чтобы уже к маю многие крупнейшие мировые инвестиционные банки, такие как Deutsche Bank и Merrill Lynch, начали советовать своим клиентам вкладывать в рубль. Как раз после этого и последовали первые прогнозы о скором превращении рубля в резервную валюту. На сегодня в мире существует не так много резервных валют. Основная часть золотовалютных резервов всех стран мира до сих пор хранится в долларах, хотя многие центробанки уже начали искать альтернативы и менять соотношение доллара и евро в корзинах.

Кроме вышеперечисленных валют некоторые страны используют в качестве резервных также японскую иену, британский фунт и швейцарский франк. Список довольно короткий, да и экономики стран, валюты которых в него входят, сейчас переживают не лучшие времена. Так, к примеру, аналитики американского инвестиционного банка Wachovia не исключают вероятности, что к концу года он достигнет отметки 2 доллара за евро. Британскую экономику, по прогнозам многих макроэкономистов, тоже может постигнуть судьба американской: пузырь на рынке недвижимости в Англии ничуть не уступает США.

В этом случае правительствам или придётся в спешке решать, в какую валюту перевести свои резервы, или смотреть, как они тают на глазах. Впрочем, пока российского рубля это не касается: экономика в стране всё ещё слишком зависима от нефтяных доходов, а инфляция пугает своими размерами: по данным Росстата, с начала года по июнь она достигла 9,3%. В первом полугодии результат был 8,7%. Для сравнения: в странах ЕС за первое полугодие она не превысила 2,5%. Тем не менее, если у США проблемы продолжатся, а у Великобритании начнутся, главы мировых центробанков начнут рассматривать любые варианты на будущее. И очевидными претендентами станут рубль и китайский юань.

В теории превращение рубля в резервную валюту даже на региональном уровне через 10 лет России не просто очень выгодно, а даже необходимо.

Ведь страны мира за валюту, которая используется в качестве резервной, готовы отдавать свои товары и услуги. Похоже на бесплатное кредитование. При этом, если валюта используется в качестве резервной, это даёт право стране-эмитенту печатать больше денег, чем реально позволяет её экономика. Так поступает Евросоюз, и отчасти на этой почве возникли экономические проблемы в США. Деньги для развития экономики необходимы. Сегодня для России это не проблема: денежная масса в стране увеличивается за счёт постоянно растущих экспортных доходов. Но уже скоро, по прогнозам большинства аналитиков, цены на нефть начнут снижаться. На это повлияют и кризис в США, и общее замедление темпов роста мировой экономики.

Тем временем импорт в страну расти не перестанет: по данным Росстата, только за первое полугодие его объём увеличился больше чем на 45% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Другими словами, сразу после снижения цен на нефть, даже до 80 долларов за баррель, профицит платёжного баланса России начнёт стремительно уменьшаться и буквально за два-три года может и вовсе уйти в отрицательную зону. И тогда рубль в качестве резервной валюты может очень помочь экономике. «Точно так же, как большинство стран мира сегодня вкладывают большие средства в государственные облигации США и ЕС, в случае если рубль станет резервной валютой, будут вкладывать и в российские облигации. Это поможет довольно долгое время поддерживать экономику и финансировать дефицит по текущим операциям», – поясняет главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

Ещё один плюс – возможность переложить собственную инфляцию на чужие плечи. «Иностранные банки рублями будут обеспечивать выпуск своих денег. В сложной ситуации это успешный инструмент для аутсорсинга инфляции», – рассказали в Газпромбанке. При этом глава шведского Saxo Bank Ларс Сейер Кристенсен убеждён, что в схватке между рублём и юанем победит именно российская валюта. Ведь для того чтобы валюта могла стать резервной, её курс должен быть свободно плавающим.

Российский Центробанк уверенно идёт к этой цели. В Китае же отпустить юань решатся ещё очень не скоро: это будет означать серьёзное укрепление и проблемы для их отечественного производителя. А даже если юань и начнёт бороться за место резервной валюты, рубль не станет делить с ним территорию. «Скорее всего рубль через пять-десять лет мог бы стать резервной валютой для Украины, Белоруссии и республик Закавказья, в то время как юань в качестве резерва будут использовать в странах Азии», – убеждена Орлова. Казалось бы, российский рубль как региональная резервная валюта – вполне приятная и реальная перспектива для российской экономики. Единственным минусом рубля как резервной валюты мог бы стать тот факт, что рубль для этого пришлось бы отпустить в свободное плавание, российский Центробанк не имел бы больше права контролировать его курс. Впрочем, последние годы рубль и так укрепляется очень быстро, и на отечественном производителе это не сказывается. Если же отпустить его совсем, он лишь ещё немного укрепится, что очень полезно в борьбе с инфляцией.

Так что вероятные колебания курса тоже не проблема. Казалось бы, в таком случае надо поспешить сделать рубль резервной валютой. Однако, как поделились с «Нашей Версией» в аналитическом отделе одного из крупнейших мировых инвестиционных банков, работающих на территории России, для решительной победы над всеми остальными валютами рублю никогда не хватало и по-прежнему не хватает всего лишь одного, но очень важного пункта – политической стабильности. «О чём можно говорить, когда ситуация на фондовых рынках может в одночасье так серьёзно измениться», – сетует пожелавший остаться анонимным источник. Десять лет, конечно, долгий срок, и за это время всё может измениться. «За последние 15 лет структура экономики и политики в России практически не претерпела изменений. Для того чтобы экономика начала диверсифицироваться, правительство должно принять слишком непопулярные меры, в частности это означает уменьшение налогообложения других секторов экономики, кроме нефтяного, а также борьбу с коррупцией. Пока это выглядит слишком маловероятным», – говорит Наталья Орлова. А пока этого не произойдёт, надеяться на то, что рубль покажется мировым центробанкам заманчивой заменой евро или доллару, не стоит.

Татьяна Львова