Чем завершится противостояние властей и оппозиции в Ингушетии

На модерации Отложенный

Убийство владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.Ру» Магомеда Евлоева привело к резкому нагнетанию ситуации в Ингушетии. Обстановка в республике и без этого была крайне непростой, но теперь она и вовсе грозит выйти из-под контроля. Оппозиция настаивает на немедленном уходе президента Ингушетии Мурата Зязикова, которого она обвиняет в причастности к убийству Евлоева. Оппозиционеры грозят «кровной местью», «гражданской войной» и даже требованием выхода республики из состава Российской Федерации в том случае, если Зязиков не оставит свой пост. Какими могут быть последствия одного выстрела, анализировал корреспондент «Нашей Версии».

31 августа владелец оппозиционного сайта «Ингушетия.Ру» Магомед Евлоев прилетел из Москвы в Магас. Летел он одним рейсом с президентом республики Муратом Зязиковым. По некоторым данным, во время полёта между Евлоевым и Зязиковым произошёл крайне резкий разговор. После приземления, как рассказывает соратник Евлоева, руководитель оргкомитета общенационального митинга протеста Магомед Хазбиев, к самолёту подъехали два «уазика» и четыре «Волги». Из них выскочили вооружённые милиционеры, среди которых был глава республиканского МВД Муса Медов. Сотрудники милиции задержали Евлоева и запихнули в один из «уазиков». На помощь Евлоеву бросились родственники и друзья, встречавшие его в аэропорту. Милиционеры открыли огонь по ногам надвигавшихся на них людей и спешно покинули территорию аэропорта. По словам Хазбиева, милицейская колонна разделилась: часть машин направилась в сторону станицы Троицкой, а вторая – к трассе «Кавказ», по направлению к Назрани.

Предположив, что Евлоева повезут скорее всего в назрановский изолятор, друзья и родственники помчались за второй колонной. Сторонники оппозиционера смогли тараном отсечь от колонны две «Волги», но в них Евлоева не оказалось. Из машин выволокли милиционеров, избили и отобрали табельное оружие и удостоверения. Затем сторонники Евлоева двинулись к ГУВД Назрани и даже собирались штурмовать его, чтобы освободить товарища. В этот момент стало известно, что Магомед Евлоев доставлен в критическом состоянии в реанимационное отделение ЦКБ Назрани. Спасти его не удалось.

Гибель известного оппозиционера всколыхнула всю Россию. Общественная палата и Комитет Госдумы по безопасности взяли расследование инцидента под свой контроль. Потребовали объяснений и иностранные органы власти – ОБСЕ и Госдеп США. Правоохранительные органы Ингушетии настаивают, что Евлоев погиб совершенно случайно. «Позиция прокуратуры: это было чисто случайное ранение, в результате чего Евлоев скончался», – сообщил и.о. руководителя пресс-службы прокуратуры Ингушетии Ахмет Кокурсаев. Следственный комитет при прокуратуре возбудил дело по статье 109 УК (причинение смерти по неосторожности). Одновременно в отношении соратников Евлоева Магомеда Хазбиева и Макшарипа Аушева заведены дела по факту нападения на милиционеров и хищению их оружия. Не секрет, что для ингушских властей Магомед Евлоев был проблемой. Его сайт «Ингушетия.Ру» неоднократно пытались закрыть за распространение экстремистских материалов.

После декабрьских выборов в Госдуму Евлоев организовал акцию «Я не голосовал». Вопреки рекордным показателям явки Евлоев со своими соратниками собрал десятки тысяч подписей жителей Ингушетии, утверждавших, что на выборы они не ходили. Правда, эти расписки так никто и не увидел. А одновременно оппозиционеры проводили митинги с требованием отставки Мурата Зязикова. Недавно они собрали и передали в администрацию Президента РФ 80 тыс. подписей с просьбой назначить на место главы республики Руслана Аушева. На этом фоне смерть Евлоева по неосторожности в милицейской машине выглядит весьма подозрительной. Похороны Магомеда Евлоева в Назрани переросли в многодневный митинг протеста. Собравшиеся требовали наказания убийц и немедленной отставки Мурата Зязикова.

По утверждениям оппозиционеров, акция протеста была жёстко разогнана ОМОНом с применением огнестрельного оружия, в результате чего было ранено несколько человек. «Народ стал собирать камни и разбивать строительные блоки, чтобы отбиваться, – рассказал Магомед Хазбиев. – Потом они сошлись врукопашную. Когда омоновцы поняли, что просто так нас не взять, стали стрелять из автоматов и пулемётов – в воздух и по ногам.

Вот тогда-то они и ранили несколько человек». В МВД республики, в свою очередь, заявляют, что митингующие разошлись сами после уговоров милиционеров. Оппозиционеры утверждают, что они будут бороться до тех пор, пока Зязиков не уйдёт в отставку. И, судя по всему, протестные настроения со временем будут только усиливаться. Сможет ли нынешняя власть в республике удержаться – анализировала «Наша Версия».

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Мурат Зязиков останется на своём посту Федеральный центр в отношении глав Северокавказских республик всегда проявлял крайнюю осторожность. И явных сигналов о готовности к решительным действиям из федерального центра не поступало. Недовольство жителей своими президентами ещё ни разу не становилось причиной немедленной отставки. Главу Северной Осетии Александра Дзасохова отставили лишь спустя почти девять месяцев после теракта в Бесланской школе. А глава Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев ушёл в отставку лишь спустя четыре года после волнений, спровоцированных убийствами на даче его зятя. Выдерживая некоторую паузу, федеральный центр даёт понять, что назначать или отставлять глав субъектов под давлением не будут. Но такой была региональная политика при Путине. Есть вероятность, что Дмитрий Медведев может руководствоваться иными соображениям. События в Ингушетии могут проявить позицию нового президента по отношению к главам российских субъектов. Пока никаких предпосылок для этого не наблюдается: ситуация в Ингушетии ухудшается на протяжении как минимум года, с прошлогодних терактов против русских жителей республики. Однако никаких мер в отношении Мурата Зязикова федеральный центр до сих пор не предпринимал. Вероятность: 30%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: президентом Ингушетии станет Руслан Аушев Очевидно, что дестабилизацией ситуации в республике попытается воспользоваться оппозиция. На митингах, проходящих в Ингушетии после убийства Евлоева, оппозиционеры, по сути, выставляют федеральной власти ультиматум: или назначайте Руслана Аушева, ушедшего в отставку в декабре 2001 года, или дайте самим выбрать президента. И первый, и второй варианты означают возвращение к власти Аушева – других более или менее заметных кандидатур в рядах оппозиции не наблюдается. Так, по утверждениям противников Зязикова, за кандидатуру Аушева высказались 70% ингушских избирателей. Сам Аушев пока предпочитает держаться в стороне, уклончиво отвечая, что если народ попросит, то он, может быть, вернётся в президентское кресло. Однако для Москвы кандидатура Аушева не вполне приемлема: его сложно контролировать. В бытность президентом Ингушетии он всячески демонстрировал самостоятельность и оказывал поддержку радикальным силам. К примеру, мог зайти к тогдашнему премьеру Виктору Черномырдину и потребовать «отпустить его республику из России или дать денег». Кроме того, Аушев пытался ввести в республике институт многожёнства. Но, несмотря на минусы оппозиционного кандидата, Москва может пойти на уступки, чтобы не накалять и без того сложную ситуацию на Кавказе. А эскалация весьма вероятна: оппозиционеры уже пригрозили началом гражданской войны и выходом Ингушетии из состава РФ. Вероятность: 30%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Кремль остановит свой выбор на нейтральном кандидате В Кремле есть понимание, что глава республики Мурат Зязиков не способен контролировать обстановку в Ингушетии. Но и ронять свой авторитет, уступая требованиям оппозиции, тоже не хочется. В связи с этим высока вероятность, что будет избран какой-то промежуточный вариант и назначат нейтрального президента, приемлемого как для Кремля, так и для оппозиции. Такая тактика уже не раз срабатывала в других российских регионах. Фамилий возможных кандидатов на пост преемника Зязикова называют сейчас множество. Чаще всего звучат имена депутата Госдумы от Ингушетии Белана Хамчиева, бывшего депутата Мухарбека Аушева и спикера парламента Ингушетии Махмуда Сакалова. Наиболее оптимальной и компромиссной фигурой считается депутат ГД от «Единой России» Белан Хамчиев. Однако, как говорят близкие к нему люди, сам он не хочет претендовать на президентский пост. Но нельзя исключать, что ему сделают предложение, от которого нельзя будет отказаться. Вероятность: 40%

Михаил Яковлев