Чем Барак Обама так понравился американцам?

На модерации Отложенный

28 августа на конвенте в Денвере демократы выбрали кандидата, который, по их мнению, на выборах в ноябре поможет «ослам» вернуться в Белый Дом. Впервые за всю историю США кандидатом от Демократической Партии стал афроамериканец – сенатор от штата Иллинойс Барак Обама. Выступление чернокожего кандидата на съезде демократической партии помогло ему упрочить его пошатнувшиеся к тому времени позиции.

Назад на землю

Несмотря на высокие рейтинги, сенатор от Иллинойса отнюдь не являлся безоговорочным фаворитом президентской гонки, и его рейтинг начинает постепенно снижаться. Это объясняется как естественными причинами, так и последствиями выбранной Бараком Обамой предвыборной стратегии.

Прежде всего, шансы Обамы уменьшает то, что значительная часть американцев, особенно проживающих на юге Соединенных Штатов, пока не готова избрать своим президентом чернокожего политика. Раньше Обама пытался бороться с этой проблемой, позиционируя себя как «великого объединителя Америки», человека, который вне расовых предрассудков. Однако ряд событий во время демократических праймериз (прежде всего, тиражирование в СМИ полных «черного расизма» проповедей бывшего «духовного отца Обамы» преподобного Джеремии Райта ) вновь подняли на повестку дня расовый вопрос . Обойти его Обаме теперь не получится.

Одновременно с расовым вопросом перед Обамой встала другая не менее важная проблема: он стал «приземляться». Случилось то, чего так боялись многие лидеры Демократической партии: Ореол мессии, окружавший Барака Обаму, стал потихоньку развеиваться. Этому есть ряд причин: и слишком грязные праймериз между ним и Хиллари, и обвинения со стороны республиканцев в «звездности», и удачно выбранные Маккейном практические темы для предвыборных дискуссий, и воодушевляющие, но всегда однообразные и туманные речи сенатора от Иллинойса. «Божественный» Обама стал опускаться на землю, и все больше американцев начинает видеть в чернокожем сенаторе обычного популиста, который при этом не обладает должным опытом для занятия поста президента. «Барак Обама исключительно одаренный человек, который направил все свои таланты на создание своего собственного “я”, — пишет американский политолог Чарльз Краутхаммер. – Не на какие-то проекты, не на идеи, не на какие-то институты. А на собственное “я”. В этом, конечно, нет ничего плохого, но проблема в том, что он хочет занять должность, на которой должен будет создавать будущее Соединенных Штатов. Демократы избрали человека одаренного, но в послужном списке которого очень мало достижений».

Как следствие «приземления» Барака Обамы Джон Маккейн, который отставал от чернокожего сенатора более чем на 10 процентных пунктов, смог очень быстро преодолеть этот разрыв. А после начала российско-грузинского конфликта Маккейн, заняв крайне жесткую позицию в отношении Москвы, даже смог опередить Обаму на несколько процентов.

Шоу удалось

Выступление Барака Обамы на съезде Демократической Партии давало чернокожему сенатору уникальный шанс исправить ситуацию. Осознавая важность мероприятия и полагаясь на свои ораторские способности, Обама постарался сделать выступление максимально публичным. Впервые со времен Кеннеди лидер демократов принимал предложение партии стать ее кандидатом на выборы не в закрытом помещении, а на открытом воздухе. Причина проста: на стадионе, где выступал Обама, можно было собрать более 80 тысяч человек.

Обама справился с задачей. Он предстал на съезде в образе одновременно «своего парня» и прагматичного политика, имеющего четкую программу. Как следствие, речь Барака Обамы поставила телевизионный рекорд, оставив позади открытие Олимпийских игр 2008 в Пекине и церемонию вручения «Оскара». По данным исследовательской группы Nielsen Media Research 46−минутную речь Обамы просмотрели 38,4 миллиона телезрителей.

Удивительно, но свое любимое слово «надежда» за все выступление он использовал лишь один раз, да и то в цитате из Библии. В отличие от ряда других его речей, на конвенте он не только распинался о «изменениях», которые вместе с ним придут в Вашингтон, но и конкретно говорил, что и как он собирается делать. «Став президентом, я законсервирую наши газовые месторождения, буду развивать экологически чистую угольную энергетику, а также сделаю упор на безопасную ядерную энергетику. Я инициирую 10−летнюю программу по развитию возобновляемых источников энергии, стоимостью в 150 миллиардов долларов, – например, с использованием ветровых или солнечных электростанций, а также биотоплива нового поколения. Эта программа поможет создать 5 миллионов новых рабочих мест», — уверял Барак Обама.

Правда, кое в чем чернокожий сенатор не изменил себе: по наиболее противоречивым вопросам он высказывался очень туманно, дабы не отпугнуть от себя избирателей. Например, он не занял четкой позиции по вопросу свободной продажи оружия в Соединенных Штатах. «Есть большая разница между охотниками в сельских районах Огайо и людьми, живущими в криминальных районах Кливленда», — заявил чернокожий сенатор. Не удержался он и от колкостей в адрес Маккейна, в своей речи упомянув сенатора от Аризоны 21 раз. Для сравнения, в 2000 году во время своей речи на съезде Альберт Гор упомянул тогдашнего кандидата от республиканцев Джорджа Буша лишь единожды.

Пытаясь развеять миф о том, что он «звезда», Обама поведал о своей матери, которая фактически одна воспитала его с сестрой. Рассказ о бабушке, которая потратила годы на то, чтобы получить повышения на работе, был нацелен еще и на то, чтобы привлечь «синих воротничков», которые голосовали за Хиллари и с недоверием относились к Обаме.

Впрочем, основную задачу по снятию обвинения в «звездности» Барак Обама возложил на свою жену Мишель. Надо сказать, что она полностью оправдала высокое доверие, рассказав собравшимся, какой простой человек ее муж. «Человек, которого я знаю сегодня, это тот же человек, которого я полюбила 19 лет назад, — говорила Мишель Обама. – Это тот же человек, который 10 лет назад вез меня из больницы с новорожденной дочкой, пробираясь через автомобильные пробки в летнюю жару. Это тот же человек, кто ощущал тогда на своих плечах всю тяжесть ответственности за ее будущее, и был полон решимости дать нашей дочери все, чего он сам добивался в жизни с таким трудом. И самое главное, дать ей то, чего он сам был лишен – отцовскую любовь».

«Компенсатор» Обамы

Последним «инструментом» Обамы для выправления своего рейтинга был выбор кандидатуры вице-президента. Многие советовали ему выбрать на эту роль поверженную им на внутрипартийных выборах Хиллари. Демократические праймериз были настолько жесткими и грязными, что породили серьезный конфликт в рядах «ослов». Ряд избирателей, которые выступали за Хиллари, заявили, что на президентских выборах принципиально не отдадут свои голоса за Барака Обаму. Считалось, что если чернокожий сенатор возьмет Хиллари в напарники, то он сможет вернуть единство в партию.

Однако Барак Обама был другого мнения, и назначил своим напарником сенатора-ветерана Джозефа Байдена. У этого назначения была своя логика. Потеряв, возможно, голоса некоторых сторонников Хиллари Обама тем не менее консолидировал демократический истеблишмент и укрепил свои позиции в рядах правых демократов. Дело в том, что сам Обама придерживается достаточно левых взглядов, и если бы он выбрал в качестве напарника Хиллари – так же сторонницу левых взглядов – то рисковал бы отпугнуть правое крыло своей партии. Выбрав «правого» Джозефа Байдена, Обама тем самым «компенсировал» свою левизну.

Джозеф Байден в качестве вице-президента способен прикрыть и многие другие слабые места сенатора от Иллинойса. Избиравшийся в сенат 6 раз подряд, напарник Обамы имеет колоссальный политический опыт. Более того, Байден является председателем комитета Сената по международным делам, что помешает республиканцам использовать их главный козырь против Обамы: позиционирование Маккейна, как самого опытного во внешнеполитических вопросах. Уже в своей речи Джозеф Байден с высоты своего внешнеполитического опыта стал критиковать Маккейна в тех сферах, на которые Обама ранее не мог посягнуть. «Внешняя политика президента Буша поставила США под самую серьезную за всю их историю угрозу и изолировала страну от остального мира, как никогда ранее. Настоящий момент требует, чтобы во главе страны стоял не просто хороший воин. Время требует мудрого лидера», — заявил кандидат в вице-президенты от демократов.

Наконец, в отличие от Барака Обамы Джозеф Байден – пожилой белый мужчина — является «традиционным» американским кандидатом в Белый дом. Выставлять на выборы в паре двух «нетрадиционных» кандидатов – черного и женщину – было бы слишком смело даже для демократов.

Демократы объединились

Финальную точку в деле упрочнения позиций Барака Обамы поставили видные партийные функционеры, в один голос поддержавшие его на партийном съезде. «Настало время передать эстафету следующему поколению. Я вышел сюда, чтобы сказать вам, что хочу участвовать в трансформации Америки, хочу обеспечить ей лучшее будущее, поднять ее до высоты наших идеалов и избрать Барака Обаму президентом», — заявил перенесший недавно инфаркт сенатор Эдвард Кеннеди – живая легенда американской политики и младший брат убитого идола Америки, президента Джона Кеннеди.

Не остался в стороне и бывший президент Билл Клинтон. «На основании моего собственного восьмилетнего опыта в Белом Доме я могу с уверенностью заявить, что Барак Обама обладает всеми необходимыми качествами, чтобы решить две важнейших задачи – возродить американскую мечту дома и восстановить авторитет Америки в мире, — заявил он собравшимся. — Сегодня Барака Обаму, как и меня когда-то, обвиняют в политической неопытности. Но я могу со всей ответственностью заявить: Обама готов вести Америку в будущее, в будущее, в котором наша страна достигнет всеобщего процветания и заслуженного уважения во всем мире. Обама готов быть президентом США!»

Впрочем, аудитории было прежде всего интересно, что скажет другая Клинтон — уже дважды обиженная Бараком Обамой Хиллари. Но она не стала нарушать партийную дисциплину, хоть и не удержалась от колкости: бывшая первая леди фактически заявила, что поддерживает Обаму не потому, что хочет, а потому, что так надо. «Не имеет значения сегодня, за кого вы голосовали, – за меня или за Барака. Сегодня нам необходимо консолидироваться как одной партии с единой целью. Мы все в одной команде, все должны играть дружно, и никто не может оставаться вне игры… Барак Обама – мой кандидат, и мы должны избрать его своим президентом!», – заявила Хиллари с трибуны съезда. Амбициозная Хиллари очень надеется, что будучи «дисциплинированной демократкой» сейчас, она получит шанс снова баллотироваться на пост президента в 2012 году. А пока, считает она, нужно сделать все возможное, чтобы демократы в ноябре въехали в Белый дом – пусть даже и на спине «черного ослика».

Геворг Мирзаян