Китайский автопром — наше будущее?
На модерации
Отложенный
Наше будущее связано с... Китаем. Хотим мы этого или нет, но русский с китайцем если и не братья, то партнеры на ближайший век. И в первую очередь в автомобильной сфере. И хотя мы вроде бы имеем собственную автомобильную промышленность и охотно покупаем в огромных количествах приличные импортные машины из нормальных стран, но ездить будем на китайских.
Не сегодня, не сейчас, но совсем скоро. Причем под китайским натиском падем не только мы, но и остальной мир. Наблюдательные люди уже знают, что нет такой задачи, которая Китаю не по плечу. Если партия сказала “надо”, то полтора миллиарда китайцев отвечают “есть!”, после чего решают вопрос с птичьим гриппом, устраивают акцию усмирения в Тибете, проводят Олимпиаду. А кроме всего прочего партия сказала “надо” конкретно автопрому и указала рукой на внешние рынки.
Первый выход в мир был неудачным. Китайцы решили, что они понравятся загранице, предложив копии привычных автомобилей, но по смешной цене. Запад затею не оценил, а, например, немцы в порядке вынужденной самообороны ответили краш-тестом (Landwind SUV показал худший результат за всю историю краш-тестов) и судебными запретами на продажу особо настойчивых копий на своем рынке.
И вот на Московском международном автомобильном салоне этого года китайцы показали и нам, и попутно остальной Европе, что они не такие беспомощные и что урок восприняли чрезвычайно быстро, изменив подход в решении партийной задачи.
Теперь на смену копированию в китайской автомобильной промышленности пришел период имитации. Отныне китайцы не повторяют чужое, а имитируют. Вместо того чтобы переосмысливать заимствованный облик, они стали напрямую заказывать дизайн моделей самым высоким профессионалам в мире — итальянцам. И, например, Pininfarina, с размахом взявшись за нескончаемый контракт, сразу создала несколько действительно красивых и ни на кого не похожих автомобилей. Очевидная тенденция Московского автосалона напрямую указывает, что в ближайшее время все китайские машины перестанут веселить публику чрезвычайным сходством с известными моделями и станут автономно привлекательными. Но не качественными. Причем отсутствие качества у них не только визуальное — в виде кривых панелей, плохих материалов и странных элементов. Главное в том, что они не умеют ездить. Имитация в том и состоит, что на машину такое изделие похоже до тех пор, пока стоит. Но как только начинает ехать, сразу видно, что отсутствие опыта в целой отрасли слишком фундаментальное и краской металлик его не компенсируешь.
Еще одна интересная тенденция, проиллюстрированная на Московском автосалоне, — закат эры тотального пикапостроения.
Ведь еще несколько лет тому назад Китай выглядел страной пикапов. Либо хотел выглядеть. И был отчасти прав, хотя бы в том, что для вторжения в Россию выбрал класс автомобилей, востребованных, но не имеющий конкурентов. Наша страна полноприводные пикапы не делает. Но теперь пикапы кончились. Они были всего на одном стенде, и то в виде реванша. Представившая их фирма ZX потерпела сокрушительное поражение и затихла вплоть до ухода в подполье и появилась на нынешнем мероприятии лишь ради самоуспокоения. Но посетителей особо не собрала.
Зато все остальные китайские производители упражнялись в легковом секторе. Причем без особого замаха на “премиум” и прочий “престиж” (хотя несколько лет тому назад и такие попытки случались), а в основном в классах А, В и С. Копий минимум, имитаций максимум. По большому счету копий было две. Пожизненно первый производитель Китая, завод FAW, радовал собственной Toyota Yaris, но под более красивым псевдонимом СА7136 с припиской vizi. А Great Wall демонстрировал свою копию под псевдонимом Florid. А вот Chery уже вовсю щеголял не только брендом Bertone, но и Pininfarina. Красивые машинки класса С с итальянским логотипом, очень похожие на настоящие, но сделанные не до конца. Под днищем виднелась выпускная система: вороненая “банка” глушителя и выпускной тракт. Но, как и полагается в случае с имитацией, воронение оказалось черной краской, а труба не имела стыка с двигателем и обрывалась на середине днища. Также о сотрудничестве с итальянцами, в данном случае ItalDesign, заявила Brilliance, большой умелец делать имитации — ездят они с трудом, но выглядят прилично. Что интересно, на салон почти не попали второсортные заводы. Несколько лет тому назад фирм с непроизносимыми названиями, жуткими логотипами (особенно запомнился карикатурный кусочек сыра с дырками в кружочке) и обнаглевшими продавцами было больше половины. Сейчас только одна: Chana. Она показала вполне симпатичные имитации (автор облика — итальянская студия IdeA — и лично большой друг китайского автопрома Джастин Норек, создатель внешности Landwind Fashion) и напугала жуткими людьми бандитского вида и соответствующей агрессивности, с упрямством вышибалы рассказывавших о невиданных достоинствах машин и будущих тотальных продажах.
...Да, сегодня китайские автомобили все еще выглядят смешно и почти не умеют ездить. О том, что это тупик, ребята догадаются в ближайшие два года. После чего сменят курс и опять сделают невиданный рывок. Смеяться над ними мы перестанем довольно быстро…
Сергей Асланян
Комментарии