Китайская Олимпиада явила идеал утопического мира?

На модерации Отложенный

Пекинское шоу под названием XXIX Олимпийские игры закончилось. Оно было чисто китайским и по праву может получить, как и все, что выходит из Поднебесной, своеобразный и неповторимый знак качества: Made in China. И это, несмотря ни на что, свидетельствует более всего о победе Китая. Причем победе фактически безоговорочной.

Если говорить конкретно о спорте, то таковая победа явно выражена в медальном зачете – 51 золотая, а у идущих вторыми американцев – всего 36. Министр спорта России Виталий Мутко признается, что у китайцев есть Центр медико-биологических проблем, который является, «проще говоря, закрытой лабораторией по всем видам спорта, в которой из спортсмена лепят чемпиона». Так китайцы и «слепили» чемпионов даже в тех видах, которые никто Поднебесной не отдавал.

Четыре года назад в Афинах китайцы взяли 32 золотые, 17 серебряных и 14 бронзовых. Первенствовали в основном в «своих» видах – таэквондо, прыжки в воду, настольный теннис, стрельба, бадминтон, женская тяжелая атлетика. В Пекине картина принципиально иная. Подчищают почти все «свое»: стрельба, гимнастика, женская тяжелая атлетика, настольный теннис, прыжки в воду, бадминтон, – но и «чужого» не чураются: дзюдо, батут, гребля, парусный спорт.

По большому счету пекинская выставка талантов заострила почти до предела проблему утопии в условиях глобализации. Когда-то давно, когда еще существовал железный занавес и на каждом квадратном метре в каждую следующую минуту соревновались две сверхдержавы, каждый кусочек мира старался принять ярко-алый или звездно-полосатый вид. На Олимпиадах это было видно как нельзя лучше. Отсюда и более восьми десятков золотых у страны-победительницы. Теперь все равны. Глобальный мир, где главным становится не факт, но имидж, усредняет всех. Даже Штаты, которым предлагается взять на себя господствующий вид, ищут не столько материальных доказательств, сколько создают новые мифы: про демократию, «права человека», собственное превосходство и т.д.

Китай же на пекинском показе явил утопический идеал все еще материального мира, в котором живут люди, а не актеры рекламных роликов. Это важный вызов всему так называемому мировому сообществу: китайцы показали, что они могут создавать быстро не только вещи, но и реальных, конкретных людей. И эти люди, как и вещи, в момент готовы заполонить мир – реально, а не в резолюциях Совбеза ООН. Конечно, другой вопрос, каковы масштабы этого завоевания, особенно по временной шкале. Грубо говоря, будут ли китайцы побеждать в следующем году? Через два года? Или это единичное национальное китайское чудо, подобное китайским товарам, превращающимся после полуночи «в тыкву»?

Собственно, китайская Олимпиада и китайские спортсмены явили торжество индустриального типа, где все абсолютно автоматизировано и электрифицировано, включая и самих спортсменов, которые, внешне похожие на киборгов, остаются тем не менее людьми, что позволяет им участвовать в соревнованиях.

Против этой массы китайских спортсменов США не сумели выставить никого. Кроме феноменов, которых по определению не может быть много, команда США не смогла создать массовую конкуренцию. Тем самым Штаты расписались в неспособности к мобилизации, которая вызвана, видимо, обманчивым самоощущением господства, и недальновидности: занявшись мифотворчеством постмодерна, Вашингтон упустил из виду, что модерн, несмотря на события конца ХХ в., еще не завершен – Поднебесная всегда жила своей особенной жизнью.

Уже после Олимпиады британская The Times замечает, что «Олимпиада обошлась Китаю в 40 млрд, но это менее одного процента от той суммы, которую Пекин в настоящее время инвестирует в свою инфраструктуру».

«Через 19 лет после событий на площади Тяньаньмэнь многие в Вашингтоне надеялись, что они создают предпосылки к новой демократической волне в Китае, которая сметет все на своем пути. Вместо этого однопартийное капиталистическое чудо Китая служит опорой их собственной финансовой системы», – считают авторы редакционной статьи.

В самих Штатах попытались замять собственную неудачу. Обратили лишь внимание на недостаточную открытость Китая. США выразили разочарование в том, что Китай не проявил должного, по их мнению, уважения к посетителям Олимпиады. В частности это касается репортеров Associated Press, с которыми китайские власти обращались не лучшим, по мнению США, образом.

Речь идет о демонстрации ряда американских граждан по поводу Тибета и стремлении журналистов сделать сюжет. Все были задержаны и депортированы после закрытия спортивного форума.

В итоге посольство США в Китае выразило мнение Америки по этому поводу: «Мы бы очень хотели, чтобы Китай продемонстрировал уважение к правам человека, уважение к свободе самовыражения и религиозным правам. Это касается любого человека: во время проведения Олимпийских игр и вообще. И мы очень разочарованы тем, что Китай не проявил должного гостеприимства к посетителям Олимпиады, особенно к демонстрантам».

 

Пока Грузия бомбит Цхинвал, Буш в Пекине заигрывает со спортсменками

Странное заявление США по сути осталось единственным громким упреком Китаю: ссориться с таким государством во время войны в Южной Осетии – слишком даже для Вашингтона.

 

А что же Россия? Россия выступила словно антипод Китая – что ни победа, то героическая, но героев не может быть много, потому немного и побед. Проигрывается почти все «свое», «чужое» почти не берется. В итоге завоевали 72 медали: 23 золотые, 21 серебряную и 28 бронзовых.

Выступление России, действительно, вызывает недоумение. Отсюда и оценки крайне негативные, и статистические выкладки не утешающие. Например, впервые за всю олимпийскую историю волейболистки не вышли в полуфинал. Ни одной золотой медали в спортивной гимнастике, провал в боксе. В игровых видах – лишь один финал (и тот, увы, проигранный) из шести не просто возможных – реальных.

«Не буду скрывать: соревнования по спортивной гимнастике произвели на нынешней Олимпиаде на меня гнетущее впечатление, оставив осадок в душе… Кажется, впервые в истории наша мужская и женская сборные остались без медалей в командном первенстве», – говорит девятикратная олимпийская чемпионка, обладательница 18 олимпийских медалей Лариса Латынина.

«Слабо выступаем… В любом случае задача уже не выполнена. И более всего обидно, что проиграли те ребята, в чьей победе я был абсолютно уверен», – сокрушается спарринг-партнер российских боксеров Дмитрий Иванов.

«В некоторых видах спорта надо срочно что-то менять», – подытоживает выступление русских министр спорта Виталий Мутко.

Конечно, реальные, видимые причины неудач должны искать специалисты, люди знающие и имеющие власть. Нынешние оценки – эмоциональные. Так, тренер – бывший тренер – женской волейбольной сборной Джованни Капрара считает, что дело в особенностях русского менталитета, которые в устах итальянца уж больно смахивают на лень: «В России я слышу только два слова: «Отдыхать, устали, отдыхать, устали».

Надо наоборот: «Работать, работать и еще раз работать».

Многие эксперты видят причины неудач в слабой технической подготовке, некоторые – в стечении обстоятельств, в том числе в месте проведения Олимпиады (американцы завоевали в Лос-Анджелесе в 1984 г. аж 83 золотые медали).

Впрочем, есть и другие точки зрения. Например, усреднение России. Часть ХХ в., особенно 90-е гг., прошли под знаком погони за Западом. Эти Олимпийские игры как нельзя более наглядно показали, что Россия стала такой же, «как все». Она идет в одном ряду с Германией и Британией. У России отличная группа поддержки – шоумены и артисты, певцы и танцоры. На фоне феноменальной Елены Исинбаевой они смотрятся особенно выигрышно.

У сборной России был «как у всех» свой «главный модельер» – Михаил Куснирович, глава группы компаний BOSCO DI CILIEGI, сочинивший, наверное, модный в мировом ракурсе, но абсолютно нерусский (если не сказать – лубочный и пародийный) наряд.

Однако в этом соревновании за то, чтобы быть «как все», выигрывают не качеством, а количеством. Это и показывает Китай.

Собственно, Россия не сумела – а кто бы сумел? – привезти команду феноменов, но не сумела и трезво оценить свои шансы. Возможно, усиленное внимание к американцам сыграло шутку – российское спортивное начальство оказалось в плену им же созданных мифов (как, впрочем, и сами американцы). Другое дело, что американцам гораздо легче с их населением, которое, по свидетельству западных СМИ, считает свою команду победительницей (тем более что общего числа медалей у американцев больше). Российским же спортивным чиновникам сейчас труднее – ранее они, в частности президент ОКР Тягачев, прогнозировали превосходство над Китаем по общему количеству медалей.

Была надежда на что-нибудь необычное, экстраординарное. Не таким ли чудом казались весенние успехи российского спорта? Победа в хоккее, выигрыш Кубка УЕФА в футболе, чемпионство в волейболе и гандболе, наконец, на начало лета пришлась феерическая игра футбольной сборной на Евро-2008. Но вот накануне полуфинального матча Россия – Испания Москву посетил испанский король. И на этом все закончилось: футболисты проиграли, на Олимпиаде фактически провал, во многих других видах спорта неожиданные поражения. Конечно, это совпадение, но выглядит оно знаковым, подчеркивающим не только какие-то политические нюансы, но, главным образом, методологические, то есть успех и неуспех оказываются поставлены в тесную связь не с подготовленностью, а со стечением обстоятельств (комментируя ход Олимпиады, футболист сборной России по футболу Игорь Семшов в интервью «Советскому спорту» замечает: «А вообще-то, наверное, мы исчерпали лимит фарта»).

Одно из первейших правил глобального мира – есть лидер, который по своему усмотрению дает или не дает другим нечто. Вытеснить его можно качественно – подвигом – или количественно – как китайцы. Отсюда и возможный дальнейший путь развития России спортивной – воспитание героев. Не звезд, а именно героев. Феноменальных же спортсменов у нас и так хватает, надо лишь замечать и не бросать их – это и Исинбаева, и Лариса Ильченко, и Ермакова и Давыдова, и Сайтиев.

Об этом говорил и премьер-министр России Владимир Путин: «У нас молодая и перспективная команда. Чтобы эти перспективы были реализованы, нужно, чтобы организаторы спорта – министерство, Национальный олимпийский комитет – сделали все, чтобы создать условия для подготовки спортсменов, которые способны выдавать и выдают на гора такие яркие победы и достижения, какие мы видели сейчас в Пекине». Путин предложил также вернуться к спортивным проблемам еще раз, и уже в сугубо рабочем режиме проанализировать и посмотреть, что нужно сделать для улучшения.

А спикер Госдумы Борис Грызлов разъяснил, что Россия, несмотря на достойное выступление российских олимпийцев, должна переосмыслить систему подготовки спортсменов. «Российская олимпийская сборная попала в первую тройку в неофициальном зачете по общему числу медалей, завоевав 23 золотые, 21 серебряную и 28 бронзовых, то есть задача, которая ставилась перед началом Олимпиады, выполнена. Но в целом я призываю критически подойти к итогам Игр, постараться извлечь уроки», – сказал Грызлов. Он поздравил всех олимпийских чемпионов и спортсменов, завоевавших призовые места. «Их труд, их воля и самоотдача заслуживают уважения и благодарности всех граждан России», – заявил Грызлов.

Но председатель Госдумы при этом уточнил, что Россия в долгосрочной перспективе не может довольствоваться достигнутыми позициями. «Мы должны ориентироваться и претендовать только на лидерство, на первое место – к этому обязывают и спортивные традиции, и ожидания миллионов болельщиков», – отметил он. Грызлов напомнил, что отрыв американцев и китайцев по количеству медалей очень серьезный. По его мнению, необходимо больше внимания уделять фактически сложившейся региональной специализации по видам спорта.

«Это позволит более целенаправленно расходовать средства, более эффективно использовать и модернизировать уже существующую инфраструктуру и строить новые объекты», – заявил спикер. Он подчеркнул, что спорт является неотъемлемой частью общенациональной стратегии, и при развитии этой сферы нужно опираться на долгосрочное планирование.

Таким образом, Россия отнеслась к итогам неожиданно трезво. Собственно, опять же на фоне войны стала видна разница между спортивным и реальным столкновениями. И для России ее спортсмены, как и ее воины, стали вдруг не медийными персонажами, а реальными людьми, причем героями. Русских и не пускали, и вели с ними разными способами борьбу, но они все равно пробились и даже выигрывают.

Как тут не вспомнить слова вице-спикера Госдумы, олимпийской чемпионки Светланы Журовой: «Это нормально, когда верующий человек перед тем, как сделать какой-то важный шаг в профессии, идет на исповедь, причащается. Так и спортсмен: если он перед соревнованиями исповедуется, идет к причастию – мне кажется, это очень важно и правильно». Отсюда и высота смирения спортсмена, который по определению способен физически на многое. По мнению Журовой, грех «звездности» в спорте не прощается. Кстати, российские олимпийцы перед поездкой в Пекин присутствовали на специальном молебне, была соответствующая поддержка и в самой китайской столице.

Все это дает возможность увидеть в пути России своего рода «третий путь». Путь исключительно русский.

Алексей Чесноков