К угрозам Маккейна нужно отнестись с максимальной серьезностью

На модерации Отложенный ПРИНУЖДЕНИЕ К ВОЙНЕ

На днях выяснилась, что группировке неоконсерваторов, определяющей внешнюю политику США, мало одной войны на Кавказе. Недавнее заявление сенатора Маккейна по Северному Кавказу показывает, что в Вашингтоне основательно задумываются о том, чтобы «разморозить» еще, как минимум, несколько конфликтов.

Напомним, что кандидат в президенты США от Республиканской партии предложил европейским партнерам «подумать о независимости Северного Кавказа и Чечни». Скажем откровенно: таких демаршей нам следовало ожидать. Очевидно, что силы, толкавшие Саакавшили на авантюру в Южной Осетии, явно не ограничивали свои интересы лишь одним этим регионом. Параллельно с обострением обстановки вокруг Цхинвала происходила дестабилизация в Ингушетии, активизировались боевики в Чечне и Дагестане, гремели взрывы на пляжах «олимпийского» Сочи. Вновь вставал вопрос о территориально-политических претензиях шапсугов, проживающих в регионе между Адыгеей, Черноморским побережьем РФ и Абхазией; о новых всплесках карачаевского, балкарского национализма.

Концептуальный план, где в деталях прописано, как взять под контроль Северный Кавказ, был представлен в США еще в 1990-х годах. Речь идет о документе под названием «Шторм над Каспием», который разработан под руководством профессора Массачусетского технологического института Дэниела Файна. Он предусматривает, в частности, «миротворческое» военное присутствие США–НАТО в Прикаспии и на Каспии в случае дестабилизации тех кавказских районов, где сосредоточена экспортная добыча нефти, газа и/или где проложены или прокладываются евроазиатские трубопроводы.

Похоже, осуществляется комплексное наступление на кавказские позиции России, включающее, естественно, дестабилизацию Северного Кавказа и предусматривающее постепенное вытеснение РФ из черноморско-каспийского региона. Неспроста У. Черчилль именовал Кавказ «мягким подбрюшьем России и кратчайшим путем в центр России». Но куда более конкретно высказался командующий англо-французско-турецкой военной группировкой 1939–1940 годов французский генерал М. Вейган (впоследствии капитулянт-вишист): «...Овладев Батуми и Баку, мы быстро сможем войти в Россию, как нож в сливочное масло». Тому вторжению, точнее – войне СССР на два фронта – помешало советско-финляндское перемирие 12 марта 1940 года.

Словом, могла бы повториться ситуация 1812 года, когда Россия, отражавшая наполеоновскую агрессию, одновременно воевала с Турцией и Ираном. Но в тех трех войнах Россия победила...

Сейчас на Западе также продолжают помогать северокавказским сепаратистам. По данным Совета Федерации и других источников, наиболее влиятельной в США группировкой, выступающей в поддержку сепаратистов, остается Американский комитет за мир в Чечне (Аmerican Сommittee for Реасе in Сhechnya, АСРС). АСРС пропагандирует идею, что так называемое «чеченское восстание показывает недемократическую природу постсоветской России». Этот комитет сравнивает положение в Чечне с Боснией-Герцеговиной и Косово, утверждая, что только «международное» вмешательство в Чечне и на Северном Кавказе в целом может стабилизировать там обстановку. Позиция же упомянутой структуры периодически заслушивается в Конгрессе и Госдепартаменте США. Вдобавок, АСРС уже стала фактически северокавказской организацией, поддерживающей эмигрантские и подпольные сепаратистские группировки. В их числе – легально и полулегально действующие за рубежом, включая Северную Америку, – «Лига в поддержку горских народов», «Чеченский комитет», «Свободная Балкария», «Ассоциация непризнанных горских народов», «Союз за объединение адыгов». Причем большинство таких организаций, что называется, перекочевало в США или под опеку США после разгрома фашистской Германии, создававшей или поддерживавшей вместе с Польшей (до августа 1939 г.) и Турцией такого рода группировки.

ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР

Важной для реализации планов Маккейна является позиция Турции, где проживает свыше семи миллионов потомков выходцев с Северного Кавказа. Во время событий 8-12 августа президент Гюль и премьер-министр Эрдоган осторожно выразили сочувствие действиям Москвы. Однако необходимо делать четкое различие между умеренно исламистскими властями Турции, открыто высказывающимся в пользу многополярного мира, и военной верхушкой страны, тесно связанной с США и Израилем. Именно со стороны последних в ближайшее время можно будет ожидать недружественных действий.

По данным российских аналитиков Анны Цуркан (Институт США и Канады) и Владимира Тимофеева (Российская Академия военных наук), сбор средств для «борцов за независимость» на Северном Кавказе в Турции идет едва ли не в открытую. В Турции работают около 80-ти организаций северокавказской диаспоры, участвующих, к примеру, в сборе средств для боевиков в Чечне, Ингушетии и Дагестане.

Другой канал поступления денег и оружия из Турции и через Турцию – территории Азербайджана и Грузии, граничащие с Россией.

Если Грузия фигурирует как «обычный» перевалочный пункт, то в Азербайджане помощь северокавказским сепаратистам прикрывалась «зеленым» знаменем (как «единоверцам»). Для этого в Азербайджане была создана полулегальная структура. Попытки наладить регулярный транзит в Чечню, Ингушетию и Дагестан предпринимала небезызвестная турецкая шовинистическая организация «Серые волки», созданная разведками Турции (MIT) и Германии еще в 1940-х годах. В СМИ просачивается информация о том, что MIT активно использует эту организацию в спецоперациях на Кавказе. В частности, детально разработаны варианты «маршрутов» эмиссаров «Серых волков» и другой иностранной агентуры в Чечню и на Северный Кавказ в целом через Азербайджан. Включая действовавший маршрут Стамбул–Анкара–Нахичевань–Сумгаит. Активно участвуют в распространении сепаратизма на юге России и связанные с Турцией «Конфедерация народов Кавказа» – бывшая прогерманская «Горская национал-социалистическая партия» и «Комитет кавказско-чеченской солидарности», давней целью которых является выход Северного Кавказа из состава РФ. В том же регионе «работают» находящиеся опять-таки в Турции «Институт дружбы и братства тюркских государств и общин», «Институт туранской культуры», «Фонд “Ислах”», «Институт культурного образования и общественной помощи Кавказу», «Комитет солидарности “Кавказ”», «Комитет кавказских обществ и землячеств», «Фронт великих исламских воинов Востока».

В этой деятельности участвуют, по данным А. Цуркан и В. Тимофеева, и многие турецкие фирмы, выполняющие функцию «крыши» для сепаратистов и турецких эмиссаров. Так, разоблаченные сотрудницы MIT Хаккы Мутлудоган и Несрин Услу, действовавшие в России, работали в турецких фирмах «Энка» и «Идиль». А турецкая религиозно-националистическая секта «Нурджулар» создала в России, прежде всего на Северном Кавказе, сеть различных организаций широкого спектра («Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс», «Уфук»). В 2003 году деятельность фирмы «Серхат» была прекращена; из РФ были депортированы турецкие граждане, пропагандирующие исламо-пантюрксистское учение «Нурджулар».

Кроме того, на территории Турции до недавнего времени фактически легально действовали базы подготовки боевиков для Северного Кавказа – например, в Измире, вблизи Стамбула, Анкары, около соседнего с Грузией черноморского Трабзона («Силиври»). По данным турецкого еженедельника «Нокта», на стороне дудаевских формирований воевало до двух тысяч турецких моджахедов (подробнее см., например, здесь).

АРАВИЙСКЙ АСПЕКТ

Осуществляется поддержка экстремистских организаций на Северном Кавказе и из Саудовской Аравии. Так, в Джидде находится штаб-квартира неправительственной «гуманитарной» организации «Международная исламская организация спасения» (МИОС), официально созданной в 1980-х для пропаганды идей ислама, оказания помощи жертвам природных катастроф, беженцам из районов стихийных бедствий и т.п. Но, что называется, львиная доля средств МИОС идет на поддержку радикальных исламских группировок во всем мире, в том числе в странах СНГ и северокавказских республиках России. В частности, под патронажем МИОС действует базирующаяся в Саудовской Аравии «Организация помощи и поддержки мусульман Кавказа», руководимая саудовским подданным Абд ал-Хамида ад-Дагестани (потомком эмигрантов из Дагестана) и гражданином Алжира Зарат Абд аль-Кадера. По сведениям алжирских спецслужб, эти лица наверняка причастны к переброске арабских наемников в Чечню и Дагестан.

В 1992–1994 годах на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкирии и Дагестана саудовские организации через созданные ими структуры основали сеть подпольных полувоенных лагерей, где готовились боевики. А на карте, изданной в Саудовской Аравии в середине 1990-х, отмечены будущие самостоятельные исламские государства в РФ. Это Адыгея, в состав которой включены свыше 60% территории Краснодарского и Ставропольского края; Кабарда, Балкария, Ингушетия, Северная Осетия – только Северная (!), Мордовия, Удмуртия, Чечня. А также Марий-Эл, Башкортостан и Татарстан (подробнее см., например, здесь).

Таким образом, сеть международных структур, занятых организацией террористической и экстремистской деятельности на территории РФ, продолжает работать и сегодня. Поэтому к угрозам Маккейна, обещающего России новые «проблемы» на Северном Кавказе, надо отнестись с максимальной серьезностью. И заранее готовить необходимые контрмеры.

Алексей Чичкин