Главная ошибка России в конфликте с Грузией

На модерации Отложенный

Я вот что скажу. Конечно, все произошедшее в Грузии надо рассматривать, начиная отнюдь не с восьмого числа. Давайте сразу расставим все акценты, чтобы все было понятно. Во-первых, то, что Саакашвили - военный преступник, и с ним должен разбираться Международный трибунал, сомнения не вызывает. То, что народ Южной Осетии проявил себя как герой, который, несмотря на планы за 10 часов «зачистить» Осетию, практически всех обречь на уничтожение, этот народ проявил себя как мужественный, героический и выстоял против этой атаки. Страшно задуматься, сколько людей погибло. Потому что 2 тысячи человек, о которых идет речь - это 3 процента от всего населения Осетии, страшная цифра. Это, условно говоря, столько, сколько гибло за день боев Великой Отечественной войны. Это просто страшная цифра.

То, что у нас не было другого выхода и все в дальнейшем уже развивалось по сценарию, во многом от нас не зависящем, то есть, сказав «а», надо было сказать «б», тоже верно. То есть, не применить в данной ситуации силу, не ввести войска, в соответствии с договоренностями, которые были, не защитить наших граждан, не защитить наших миротворцев, было бы появлением слабости. И это было бы преступлением со стороны российского руководства.

Дальше встает вопрос: как реально шли боевые действия? Что мы делали? И здесь я вынужден замолчать, потому что нет достоверной информации, на которую можно было бы положиться. Я не знаю. Я не знаю, как наши воевали в Грузии. Я не знаю, почему настолько высоки потери, как могло так случиться, что мы потеряли 4 самолета. Я не знаю, как так могло так случиться, что нет кадров, никому ничего не показали. Я не знаю, почему, несмотря на очень большое количество спикеров, которые себя блестяще проявили - это и господин Лавров, это и господин Чуркин, и, конечно, первые лица государства - почему мы не были на всех новостных каналах. Почему грузины медиа-войну вели прекрасно, а наши - нет, хотя у нас есть специалисты. Я этого не знаю.

Я уверен, что после того, как мы начали вести эту кампанию, проявилось во многом и фарисейство, и неоднозначность западной позиции. При этом хочу еще раз сказать, что позиция Восточной Европы и Западной Европы принципиально раскололась. Позиция Америки и внутри Америки очень сложная, потому что, конечно, им тяжело сейчас поддерживать Саакашвили. С другой стороны, не поддерживать его они тоже не могут. Я не собираюсь даже об этом говорить. Не буду спрашивать, где наша разведка, которая прохлопала начало военных действий. Не буду спрашивать, где у них находятся радиолокационные станции и ПВО. Вообще, это все очевидно. К военным очень много вопросов. Не к солдатам, а к тем, кто ими командует, занимается обеспечением вооруженных сил.

Ну, вот смотрите. Казалось бы, мы молодцы. А можно я вам задам встречный вопрос? Ясно, что у нас не было другого варианта, и что Косово, все понятно. Американцы сами такие, они бомбили Югославию, они плохие в Ираке, мы им все это сказали. Но, дорогие друзья, давайте вспомним предысторию. 91-й год, Российская Федерация, президент Борис Николаевич Ельцин, такой вечно нетрезвый гражданин. И под его эгидой создается батальон конфедераций горских народов, который с территории российской страны осуществляет вторжение на территорию независимых государств. И давайте посмотрим: за пять дней боев мы потратили столько денег на эту войну, что если бы их ранее, за 15 лет, направили на проведение политики в этом регионе, то Грузия давно бы стала дружественным для нас государством. Мы же умудрились за все эти годы полностью испортить отношения со всеми соседями. Ведь посмотрите, мы с 91-92 года создали невыносимые отношения со всеми нашими соседями, у нас точки напряженности, которые могут в любой момент перейти в горячую фазу, зашкаливают за разумные пределы. Как правильно сказал премьер-министр Путин: «А ведь для нас каждая такая война имеет оттенок гражданской, потому что у нас особое отношение к грузинскому народу».

Сам факт того, что наша международная политика оказалась ничтожна, беспомощна, экономические рычаги и прочее ничего не дали, не случайно. Доставьте мне удовольствие, и себе тоже: поставьте, пожалуйста, себя на сторону жителей Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана. А теперь подумайте: за 15 лет что хорошего мы сделали для этих республик и этих граждан, чтобы они захотели стать с нами друзьями навек? Хорошо, понимаю, мы никому ничего не должны делать. Мы для своих-то ничего хорошего не сделали, почему должны о них заботиться, понимаю. А теперь давайте посмотрим, как живет средний европеец, средний американец, средний россиянин. Скажите, пожалуйста, средний человек, то есть обычный человек, проживающий где-нибудь в Грузии, в Прибалтике, в Польше, он хочет жить как кто? Как средний европеец или как средний россиянин? А когда мы говорим о Грузии, скажите, почему они должны к нам хорошо относиться, мы что здесь сами хорошо к ним относимся, в свою очередь? Мы что, к их бизнесу хорошо относились? Мы к грузинам, которые сюда приезжали, хорошо относились? Да мы всех не любим, себя в первую очередь, а их заодно. Мало того, их воров в законе мы у себя приютили. Они говорят: слушайте, мы всю шваль свою к вам. Мы от себя выгнали, вы приютили. Мы умудрились потерять всяческие связи, потому что не занимались ими. И гражданами, проживающими в России, россиянами, мы не занимаемся также, как и международными связями. А как пример, наша жизнь может показаться радостной, не знаю, только китайцу, ищущему работу.

Вы посмотрите, какой уровень проблем нам предстоит теперь решать. Ладно, грузины, все понятно. То, что у нас там нет политической базы никакой, нет руссконастроеннной оппозиции, то, что Саакашвили - тиран, деспот, понятно, да?

Псих, истерик, называйте как угодно. Все правда. И ясно, что мы сделали правильно, иначе народ Абхазии и Южной Осетии был бы поставлен на уровень физического уничтожения, согласен. Не было другого выхода. Через 5 лет, когда невольно сменится вся политическая элита в национальных республиках, где и сейчас-то она во многом держится только благодаря Шаймиеву, только благодаря руководству Башкирии, только благодаря правящим кланам в кавказских республиках, там спокойно. А вот представьте, через 5 лет, естественно, произойдет процесс смены. Вырастет новая политическая смена, с воззрениями, со всеми делами. Как мы их будем удерживать внутри государства? Чем? Какими побрякушками, завлекалочками? Когда у них рядом есть пример Косово, Абхазии, Осетии. Они все захотят тоже быть независимыми.

Вот это решение: «Да, пусть американцы», понятно, оно заложило бомбу под все устройство российского государства. Что мы теперь будем с этим делать? Нет, ну есть понятные рекомендации, которые мы умели делать всегда: все зажать, закрыть по возможности инакомыслие, чтобы люди не думали, уничтожить любую попытку, т.е. создавать полицейское государство. Это значит – закрываться. В конечном итоге, опять вводить разрешения на выезд из страны и не думать даже, разрешат нам западники ездить или нет. Нет, мы просто нашим не разрешим выезжать. Это вариант, который мы все проходили в Советском Союзе. Другой вариант - пытаться создавать условия, при которых республики хотели бы остаться в России. Но вы считаете, это возможно сделать сейчас? Я пока вижу обратное. Когда на полном серьезе газеты публикуют список «Самые богатые генацвале России», и на эту газету не подают в суд. Прокуратура, или там следственный комитет не возбуждает дело, и не наказывает ее за разжигание межнациональной вражды, я не понимаю, что происходит.

Мы живем в многонациональном государстве, где любое неаккуратное обращение с этой темой приведет к гигантским проблемам. Мы пытаемся сделать вид, что мы живем в православном государстве что ли? Я был в мусульманских республиках, где преобладает мусульманское население, и там мне рассказывали, как у них реагирует молодежь, с каким негодованием они относятся к тому, что тот же канал «Россия» показывает, как все олимпийцы идут на молебен. Знаете, а многие из них вообще-то не христиане, а мусульмане. Или что, надо тогда забыть о мусульманстве? Да, давайте сейчас еще эту тему начнем. И через 5 лет мой сценарий сработает на раз. И как вы объясните башкирам, что они не в того верят? Или что, будете насильственно их всех к Христу приводить? Ну-ну.

Почему я поднимаю религиозную тему, а потому что это та тема, на которой рухнуло в 20-м веке не одно правительство. Например, сейчас, вот этот сумасшедший странный Иран. Хотелось бы напомнить, что когда пришел Аятолла, там был очень светский шах. И страна жила прекрасно. И все смело религиозной волной. И надо помнить, что у нас и Поволжье мусульманское. И на Кавказе мусульмане. Мало того, христианство, как выясняется, извините, не спасло от первой войны между двумя православными, не христианскими, заметьте, а и христианскими, и православными народами. Потому что и грузины, и осетины православные. А спасали, кстати, их, в частности, мусульмане, которые служили и служат в российской армии. В частности, ребята-чеченцы. И все, кто смотрел даже вот эти наши пропагандистские выпуски, видел, что об этом рассказывали.

Поэтому сейчас никакого нет вопроса в том, что у нас не было другого выхода, мы должны с вами четко понимать, что Медведев и Путин выступили абсолютно правильно, мотивация стопроцентная. Но это расплата за бомбу, которая взорвалась, и которую заложил еще Борис Николаевич Ельцин со своей командой, никто из которых не ответил за совершенные ими преступления. Ни один человек. Мало того, как я понимаю, любимец Бориса Николаевича господин Чубайс получил за свою деятельность в РАО ЕЭС вкусную конфетку и новое назначение. Поэтому вот в эйфории пятидневной победы надо понять, во-первых, что за нее мы заплатили бесконечно высокую цену – человеческие жизни наших граждан. У нас не было выхода, но сейчас мы должны не переплатить цену. Мы не должны превратиться в диктаторское государство, которое любыми усилиями будет пытаться задавить гражданские свободы и в ура-патриотизме развалить страну под этим мутным националистическим шовинистическим валом.

Россия не может существовать в обстановке нетерпимости и ненависти к представителям разных национальностей. Невозможно. Мы потеряем великую страну. Поэтому я хотел бы, чтобы дорогие граждане одумались и опомнились, и поняли: самое мощное оружие, которое у нас есть - это тот уровень жизни, который мы можем показать. Чистота наших органов, не интимных, и не рук и ног, а властных и силовых. Что, героическое поведение наших солдат, офицеров и осетинского народа, блестящее выступление Валерия Гергиева, его музыкантов, многие, многие яркие проявления человеческой порядочности - это что, оправдывает всю ту подлость, которая каждый день творится в нашей стране, является оправданием казнокрадства? По-моему, нет. И вот это надо помнить. Да, мы победили в пятидневной войне, хотя могли, конечно, и всю Грузию просто задушить, извините. Лет 40 назад Сталин бы Саакашвили задушил, и, наверное, был бы прав. И не за пять дней, а часов за 6-7. И не с такими потерями несчастных наших солдат, которые видят новинки военной техники только в фильмах и в передаче «Обмани гражданское».

Владимир Соловьев