Почему Россия не может победить инфляцию?
На модерации
Отложенный
О том, что инфляция в России сегодня "зашкаливают", знают даже самые "экономические неподкованные" граждане. Достаточно регулярно посещать продуктовые магазины, чтобы воочию убедиться в том, что больше всего дорожает самая необходимая еда - молоко, масло, мясо. При этом власти заверяют, что рост цен вот-вот прекратится, и ссылаются на радужные данные Росстата: в августе рост цен составил всего 0,2%. Однако эксперты, собравшиеся на пресс-конференции "Значение новой волны инфляции для России: предварительные итоги и перспективы" оценивают ситуацию куда более пессимистично. По их оценке, вряд ли по итогам года рост цен составит менее 14%, при этом у правительства нет реальных возможностей обуздать его.
Все понимают, что реальная инфляция куда выше, чем "росстатовские" показатели, заявил руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин. Насколько выше - сказать сложно. Ранее эксперты умножали официальную инфляцию на два, предполагая, что это и есть настоящая цифра. Но не факт, что сегодня данное арифметическое действие способно точно отразить реальность. "Инфляцию, как и цыплят, по осени считают, - рассуждает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - И осенью цены начнут новый скачок роста. Очевидно, что ниже 14% она не будет, а о цифрах менее 10% и вовсе придется забыть". Главные факторы роста цен - подорожание самых дешевых продуктов и товаров, рассчитанных на низкообеспеченные слои населения, коих в России большинство. Например, в дефляционном августе дорожали мясо и мясопродукты. Однако с 1 сентября Россия ввела запрет на поставки курятины с ряда американских предприятий, что обязательно добавит толику в копилку инфляции. В среднем, траты на мясо составляют 10% от потребительских расходов населения, говорит И.Николаев. Если подорожание пойдет такими же темпами, то за осенние месяцы мы получим 20-30% прирост цен. А это 2-3 процентных пункта к годовой инфляции. "Морковь и лук нас не спасут", - развеивает эксперт радужные надежды чиновников. В сентябре 2007 года овощи, вопреки прогнозам, не подешевели, и сейчас тоже вряд ли будут. Зато за весенние и летние месяцы небывалыми темпами выросли цены производителей, что, в свою очередь, вызывает инфляционное торможение экономического роста. Как следствие - снижение инвестиций в основной капитал, что уже отмечают статистики. Все это напрямую влияет на состояние наших кошельков.
Официально в России инфляция с начала года составила 9,5%, а если смотреть по потребительской корзине, то показатели куда выше, считает президент Центра изучения постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Проблема в том, что быстрее всего дорожают не меха и компьютеры, а масло и сыр. А что мы покупаем чаще? Между тем те же США в 90-е годы прошлого века, напротив, снижали цены на так называемые "товары для бедных". Сюда попадали одежда и обувь класса "масс-маркет", некоторые продукты, дешевая электроника. Все это импортировалось из Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, где себестоимость товаров гораздо дешевле, чем в США. При этом пошлины на импорт были минимальными. За счет этого Штатам удалось поднять уровень жизни не за счет роста зарплат, а благодаря уменьшению расходов населения. У нас же государство хочет получать высокие таможенные пошлины (сегодня они составляют 30% доходной части российского бюджета, тогда как в США - всего 0,5%), говорит В.Иноземцев. Поэтому мы имеем неоправданно завышенные цены на товары массового потребления, ведь производитель должен отрабатывать таможенные издержки. На ком? Правильно, на нас с вами. Если сравнивать конечные цены одних и тех же товаров на прилавках магазинов с общемировыми, становится ясно - у нас они гораздо выше.
Все дело в том, что российские власти слишком увлеклись монетарными возможностями сдержать инфляцию, считают участники обсуждения. Поэтому сейчас мы получаем лишь иллюзию этого сдерживания, постоянно укрепляя рубль. Между тем справедливый курс нашей национальной валюты сегодня - 40 рублей за доллар, полагает В.Иноземцев.
Именно так поступают сейчас американцы - обесценивая свою валюту, они получают возможность покупать в достатке нефть и позволяют гражданам гасить кредиты "дешевыми" долларами. Конечно, представитель средних классов там ощущают на себе снижение качества жизни, но часть своих проблем американская экономики все же перекладывает на плечи других стран. В том числе и на российские. Однако никакого удешевления рубля наши власти не допустят, считает эксперт. А это означает, что российский рынок будет все менее гибким и все более неконкурентоспособным. Наглядное нежелание торговать по цивилизованным правилам проявляется в нежелании вступать в ВТО, которое сейчас явно транслируется властью. Вот вам и причины для инфляции.
Кроме того, на Западе существует так называемый предел рентабельности любого бизнеса, позволяющий избежать неконтролируемого повышения цен ради получения сверхприбылей. У нас ничего подобного нет. Наш бизнес, в отличие от западного, не настроен планировать работу на десятилетия, имея при этом 2-процентную рентабельность, рассуждает руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Если "у них" без проблем можно получить кредит и планировать стабильный бизнес, то у нас даже в крупном бизнесе мало кто "на все 100"уверен в завтрашнем дне. Это еще одна причина инфляции - пытаясь быстрее "отбить вложенное и урвать побольше, бизнесмен, что называется, "дерет три шкуры". С кого - вопрос опять-таки риторический. Даже если кто-то осмелится сыграть против правил, его либо выдавят с рынка, либо заставят стать, как все. "Корни болезни уходят далеко", - считает Е.Гонтмахер. По его мнению, инфляция - неотъемлемая часть нынешней экономической системы, и для того, чтобы что-либо изменить, понадобятся годы и годы. А в ближайшей перспективе кошельки тех, кто имеет хоть что-то и хочет поскорее обналичить это в магазинах, пока не "съела" инфляция, истощатся. Средний класс у нас даже по официальным статистическим данным перестал увеличиваться, и если так пойдет дальше, то мы можем вернуться в те времена, когда покупатели просто будут проходить мимо заполненных всевозможными соблазнами витрин магазинов. Уже сегодня около 80% россиян бедны настолько, что не могут позволить себе купить элементарную бытовую технику, отмечает М.Делягин.
На данный момент население в целом неплохо оценивает свое материальное положение, возражает руководитель исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин. Однако - а это более важно - изменились принципиальные взгляды на будущее. В частности, в течение 6 лет разрыв между реальными и ожидаемыми (необходимыми для безбедной жизни) доходами неуклонно сокращался. За последние полгода он снова начал расти. Дело не в снижении зарплат, а в инфляции, которую уже не в состоянии покрывать даже растущие доходы. Люди ждут роста зарплаты, что опять-таки вызовет скачок инфляции, ибо эти деньги понесут не под матрацы и в банки, а все в те же магазины. Еще одна тенденция - уменьшение так называемого сберегательного горизонта. Начиная с 2002 года, люди переходили от краткосрочных планов к долгосрочным. Сейчас налицо обратная тенденция - люди, ощущая инфляцию, сокращают свои жизненные стратегии и "бегут из денег", говорит И.Задорин. Правда, есть и положительная тенденция - на вопрос, куда люди потратили бы неожиданно свалившийся им на голову доход, все больше респондентов отвечают, что готовы вложить его в инструменты инвестирования, а не просто "спустить" в магазине. Однако все больше тех, кто предпочел бы рискованные виды инвестиций - видимо, успела выветриться память о всевозможных дефолтах и крахах. А это означает, что финансовые институты, идя навстречу потребностям клиентов, будут предлагать такие продукты. А это повлечет за собой новую череду финансовых пирамид, делает вывод эксперт.
Наталья Бокарева
Комментарии
А те кто по-дальше жил?
В Бугуруслане каком или Артемовске?
Моска, конечно, да.
- Не подскажите, где магазин \"Принцип\"?
- А где вы про такой слышали?
- Да, друзья говорили, в Москве тоже нихрена нет, но в принципе все можно достать...