Как охраняются шедевры в провинциальных музеях

На модерации Отложенный

В мире почти каждый день случаются кражи произведений искусства. На днях полиция Сан-Паулу в Бразилии обнаружила на чердаке старого дома две гравюры Пабло Пикассо стоимостью 500 тыс. долларов, украденные 12 июня из местного музея. В Одессе до сих пор ищут бесценное полотно Караваджо. А из музея Чистополя в Татарстане украли картину начала XIX века неизвестного художника "Портрет Рослен" стоимостью около 250 тыс. рублей. На наш официальный запрос, насколько хорошо охраняются экспонаты в музеях российской глубинки, в Минкульте ответили, что воздержатся от комментариев, пока не закончится глобальная проверка музейных фондов. Тогда "Труд" решил выяснить это сам.

НА ЖИВОПИСЬ ЛЮБУЕТСЯ ВИДЕОГЛАЗ

Вхожу в Ростовский областной музей изобразительных искусств. Почти все смотрительницы в залах - пенсионерки. Кто же еще станет работать за 2,5 тысячи рублей?

69-летняя Эмма Медкова рассказывает, что ей особенно тревожно, когда музей посещают школьники. Приходится следить за хулиганами, которые пытаются прилепить к картинам жвачку. Были моменты, когда по залам разгуливали пьяные. Тогда вызывали милицию.

Как пояснила директор музея Светлана Крузе, видеонаблюдение ведется не только внутри, но и снаружи: просматриваются вход, внутренний дворик, все стены и окна. Записи хранятся несколько месяцев. На окнах решетки.

- Злоумышленникам сюда никак не попасть, - уверяет директор. - Хотя не один музей мира не застрахован от ЧП.

Cредств на охрану выделяется в три-четыре раза меньше, чем требуется, а музею не помешало бы современное оборудование. В Эрмитаже, например, и Третьяковке установлены датчики, которые срабатывают при приближении к экспонату. Но о таких бдительных стражах в ростовском музее только мечтают.

НОВЫЕ РУССКИЕ ПРИЦЕНИВАЮТСЯ К ЭКСПОНАТАМ

Дмитрий Латыпов, Владивосток

Открываю дверь в филиал Приморской государственной картинной галереи, меня встречает охранник - женщина в униформе.

- Сейчас у нас выставка работ русских и западноевропейских художников XVIII-XIX веков, - рассказывает сотрудник музея Татьяна Крутова. - Можно полюбоваться на полотна Шишкина, Поленова, Левитана, Верещагина. К нам недавно заходил новый русский, пальцы веером... Говорит, куплю вот эту картину Боровиковского за любые деньги. Когда мы отказали, он очень удивился.

- Как же организована охрана коллекции?

- Всюду стоят видеокамеры. Каждый экспонат подключен к сигнализации. Круглосуточно дежурит охрана.

"ВЗЯЛИ НА РЫВОК"

Михаил Вержба, Волгоград

Среди собратьев Волгоградский музей изобразительных искусств котируется высоко. Знают об этом и преступники.

Чуть более 10 лет назад из музея были похищены два пейзажа - картины Льва Лагорио и Ивана Айвазовского. Ночью злоумышленники, сорвав решетку с окна, залезли внутрь, сняли картины и задали стрекача. Сигнализация сработала, милиция приехала, но воры оказались проворнее. На криминальном жаргоне это называется "взять на рывок".

О том, сколько миллионов долларов стоили похищенные работы, можно только догадываться, поскольку они не были застрахованы. Нет средств и на круглосуточную милицейскую охрану в залах. Днем здесь дежурят пожилые смотрительницы. Правда, недавно установили хорошую сигнализацию. Ведется видеонаблюдение в залах и запасниках.

- При любой краже, - считает директор музея Татьяна Додина, - крайним окажется музей. Собственником коллекции является государство. Мы только храним. Так что региональные власти также ответственны за музейные ценности. Но они на охрану скупятся. Печальный одесский пример станет и для нас наукой.

ВОРОВАТЬ ПРОДОЛЖАЮТ И ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ

Ксения Дубичева, Екатеринбург

После громкой кражи в питерском Эрмитаже в 2006-м пересчитали фонды всех музеев Свердловской области.

Тогда обнаружили пропажу статуэток каслинского литья в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) и исчезновение 14 серебряных советских орденов из краеведческого музея Каменска-Уральского.

Оказалось, редкие наградные знаки похитил бывший директор музея Дмитрий Тетерин. Вернул он пять из них и был приговорен судом к штрафу в 30 тысяч рублей. "Многие провинциальные музеи не имеют возможности установить современные системы охранной сигнализации", - сетовала тогда областной министр культуры Наталья Ветрова. После этого горького признания в ноябре 2006-го из краеведческого музея Красноуфимска украли кремневые ружья, саблю и пистолет XVIII века, ущерб оценили в 1 млн. рублей. Областные власти пообещали выделить деньги на программу музейной безопасности. Однако слова своего не сдержали.

На входе в ЕМИИ несут вахту два сотрудника вневедомственной охраны. Их зарплата - 4 тысячи рублей, текучка кадров жуткая. Охранники проявили строгость - потребовали, чтобы я сдала в гардероб рюкзак (кстати сказать, беспрепятственно допущенный в "Прадо", "Уффици" и Лондонскую национальную галерею), и ворчат: "У них там свои порядки, у нас - свои".

За экспонатами внутри присматривают бабули - по одной на два зала (зарплата - 2 тысячи рублей). Ни один из экспонатов не застрахован: музеи не могут позволить себе роскошь выплаты ежегодных страховых взносов.

"Мы знаем страховую стоимость каждого шедевра"

Мила Назаренко, Петрозаводск

Раздел иконописи (от XV до середины XIX в.) - наиболее ценная часть экспозиции Музея изобразительных искусств Карелии.

- После ремонта 2003 года все залы у нас оборудованы камерами видеонаблюдения, они работают круглосуточно, - рассказывает замдиректора музея Ирина Куспак.

Действительно, открывая дверь музея и попадая в вестибюль, сразу обращаешь внимание на отсек охраны. Дежурный наблюдает за передвижениями в залах. В темное время суток камеры работают в ночном режиме. Все страховые оценки в музее сделаны, известна стоимость любой вещи - она корректируется в зависимости от ее состояния, времени, аукционов. Кстати, самые редкие иконы из коллекции музея - частые и желанные гости на выставках в Москве и за границей.

Таможня

40 ДЕЛ О КОНТРАБАНДЕ

- Чаще всего нелегально из России вывозят иконы, старинные монеты и книги, - рассказала "Труду" замначальника пресс-службы Федеральной таможенной службы Наталья Симикина. - Везут незаконно и картины: делают в чемоданах двойное дно. А вот книги иногда вывозят просто по незнанию - берут в дорогу почитать издания прошлого века... Ведь фактически любая вещь, которой уже больше 50 лет, считается культурной ценностью и на ее вывоз требуется разрешение Россвязьохранкультуры. А вещи старше 100 лет к вывозу вообще не допускаются. Только за первое полугодие 2008 года в стране было возбуждено более 40 уголовных дел по фактам контрабанды культурных ценностей.

КРУПНЫЕ СОБРАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Ростовский областной музей изобразительных искусств

Древнерусское искусство, XVIII - нач. XX вв., живопись Италии и Фландрии XVII в.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Русский авангард 1910-1920 годов, западноевропейское искусство, коллекция ювелирного искусства Урала

Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Древнерусские иконы сибирского письма, русское искусство XVIII - нач. XX вв.

Челябинский музей искусств

Древнерусское искусство XVI-XVIII вв., русская живопись XVIII - нач. XX вв., западно-европейское искусство XVI - XX вв.

Новосибирский государственный художественный музей

Н. К. Рерих - 60 работ,

русская живопись нач. ХХ века - 400 ед.

Приморская государственная картинная галерея

Русское искусство ХVIII - нач. ХХ века, западноевропейское искусство XIV-ХХ вв.

Людмила Карамышева