СССР возвращается?
На модерации
Отложенный
Три тревожные тенденции
Аргумент: Эндрю Майер (Andrew Meier)
Итак, господа, велико ли расстояние между Россией Владимира Путина и покойным Союзом Советских Социалистических Республик?
Со времени распада Советского Союза минуло полтора десятилетия; за это время русские от Калининграда до Чукотки успели повернуться лицом к современности и, не без помощи ручейков нефти, что во множестве струятся по улицам едва ли не всех городов и весей, умудрились встретить двадцать первое столетие. И какие бы мрачные грезы ни лелеяли в своей душе некоторые приспешники Путина, полное возвращение - я имею в виду возвращение к всемогущей тоталитарной системе - совершенно невозможно.
Замечу в скобках, что в России предсказывать будущее возьмется только глупец. Сами русские говорят, что у них даже прошлое непредсказуемо.
Но право же, Майкл, позволю себе заметить, что Россия выглядит как прежняя империя - по крайней мере по трем причинам, и от причин этих очень нелегко отмахнуться.
Во-первых, Россия остается страной, построенной на лжи.
Вот послушай, что сказал Дмитрий Медведев, этот сорокадвухлетний президент, бывший специалист по корпоративному праву и марионетка в руках Путина, в интервью Би-Би-Си: оказывается, нападение на Грузию было спровоцировано не чем-нибудь, а 'геноцидом' в Южной Осетии. Заметь, даже самые яростно настроенные против Грузии государственные СМИ не подтвердили этого обвинения. Затем Медведев выдал заявление такой степени параноидальности, что оно могло бы украсить собой любое сообщение ТАСС времен 'холодной войны': оказывается, США тайком поставляют грузинам оружие. 'То, что американцы называют гуманитарными грузами - разумеется, они завозят оружие', - это Медведев заявил Би-Би-Си. И милостиво добавил: 'Мы не пытаемся помешать этому'. А потом Путин выступил с еще большей паранойей, в этот раз на Си-Эн-Эн: дескать, 'кое-кто в Соединенных Штатах создал этот конфликт, чтобы накалить ситуацию и создать преимущество одному из кандидатов', борющихся за президентское кресло. Господи, ведь Синди Маккейн (Cindy McCaine) недавно была в Тбилиси. Страшно представить, что, в воображении Путина и Медведева, она припрятала в своей сумочке.
Второе. Россия по-прежнему является страной, где государство охотно применяет внесудебные карательные меры - вплоть до убийств - к собственным гражданам.
Если Западу приходится всего лишь разбираться с лживой внешней политикой России, представь, каково приходится ее несчастным гражданам. Помнишь того падшего олигарха, Михаила Ходорковского? Я далек от мысли, что Ходорковский был ангелом, но вряд ли он заслужил такую участь, как ожидание смерти (от стойкого к антибиотикам туберкулеза) в сибирской тюрьме. А помнишь трагедию с захватом заложников в бесланской школе в 2004 году? А осаду московского театра в октябре 2002-го? В обоих случаях число жертв было неправдоподобно огромным - в основном, конечно, виноваты террористы, организовавшие нападения, но бесланские матери и выжившие заложники точно знают, что немалая часть вины лежит и на плохо подготовленных бойцах спецподразделений. Во время обоих кризисов опять-таки прозвучало много лживых слов - в этот раз это была ложь, написанная кровью.
Наконец, третье. В России, как и прежде, все боятся государства с его вездесущей удушающей хваткой.
Дорогой Майкл, к сожалению, у нас нет времени на препарирование ситуации со средствами массовой информации при Ельцине, равно как и на тщательное изучение той разнузданной вакханалии, что царит на российских веб-сайтах (к твоему сведению: на фоне некоторых из них Huffington Post покажется спокойным и информативным, как тот же National Enquirer). Впрочем, ты, полагаю, согласишься с тем, что процесс уничтожения Путиным свободного телевещания и свободной прессы в России достаточно хорошо документирован. Эфир заполонила неосоветская риторика, а путинисты, зачастую действуя по собственной инициативе, повсеместно прикрывают площадки свободного обмена мнениями и душат свободу слова.
Менее месяца назад Россия потеряла Александра Солженицына, обратившегося в 1974 году к своим согражданам с призывом 'жить не по лжи' и произведшего этим эффект, сравнимый с броском бутылки с 'коктейлем Молотова' (вскоре после этого Солженицын был выдворен из страны). А кто в современной России осмелится встать и сказать что-либо подобное?
И при всем этом страна полна противоречий. Российское государство при всех разговорах о возрождении 'великой державы' представляет собой настоящий bardak. Никто не сможет восстановить советские порядки - даже сам Влад Дракула не справился бы с этой задачей. При Путине - благодарить за это надо рост смертности и падение рождаемости - Россия теряла по одному миллиону граждан в год. Потеряны и огромные резервы рабов, и скованные кандалами колонии - Средняя Азия, Прибалтика и - и да, потерян Южный Кавказ.
Но насколько 'свободны' россияне? Многие из них - даже те, кто не помнит советской эпохи! - продались, соблазнились на условия антилиберальной сделки; едва успев ощутить вкус гражданских свобод, отказались от них ради некоторой стабильности. Вот в чем секрет успеха путинизма, мой дорогой Майкл.
Путин скучает по старым временам, но Россия неопасна
Контраргумент: Майкл Мойнихан (Michael C. Moynihan)
Эндрю, мне ужасно не хочется заканчивать эту полную неприятностей неделю на такой бодрой ноте, однако мне кажется, что приведенные тобой примеры неосоветизма России настолько убедительны, что с ними трудно не согласиться.
Мне самому казалось, что заявления Кремля после нападения на Грузию звучат дьявольски знакомо: братская помощь согражданам, смело глядящим в лицо геноцида, срежиссированная извне пропагандистская операция (в том числе абсурдное и в силу этого не нуждающееся ни в каких доказательствах заявление Путина о том, что войну специально организовал Джон Маккейн (John McCain) с целью убедить американцев голосовать за него). Как ты и сам прекрасно знаешь, практически ни одна военная авантюра, предпринимавшаяся Советским Союзом, не обходилась без разглагольствований об обоснованном ответе на какие-нибудь очередные козни буржуазии и империалистов (читай - американцев).
Мне представляется, однако, что все это пустяки в сравнении с куда более зловещими параллелями: махинации с выборами, преследование диссидентов, растущее могущество служб безопасности. Когда ты говорил: 'Эфир заполонила неосоветская риторика, а путинисты, зачастую действуя по собственной инициативе, повсеместно прикрывают площадки свободного обмена мнениями и душат свободу слова', я заметил, что невольно киваю, соглашаясь с тобой.
Возьмем для примера радиостанцию 'Эхо Москвы', которую многие считают единственным по-настоящему независимым информационным агентством; ее постоянно мучают, штрафуют и запугивают угрозами преследования по 'закону об экстремизме', под который подпадает любое сообщение, неприятное для Путина. Или почитай ежегодный отчет Комитета по защите журналистов (КЗЖ), в котором сообщается об отвратительных и опасных условиях, в которых приходится работать журналистам, борющимся против режима. Почти все слышали имя Анны Политковской, антикремлевски настроенной журналистки, которую застрелили в 2006 году, в день рождения Путина, но если судить по документам КЗЖ, то окажется, что этот случай далеко не уникален. А раз уж речь зашла о параллелях с временами 'холодной войны', то что тебе первым пришло в голову, когда ты услышал об отравлении Александра Литвиненко полонием в Лондоне? Уж не болгарский ли диссидент Георгий Марков, убитый в 1978 году в Лондоне агентом КГБ с помощью отравленного зонтика?
Эндрю, ты сам сказал, что отдельные примеры общего антидемократического и авторитаристского настроя Путина чересчур многочисленны, чтобы перечислять их все, хотя заинтересованному читателю я с удовольствием порекомендую две книги, отличным образом освещающие все углы и повороты (а лучше сказать - стоки и люки) современной российской политики: это 'Лабиринт Путина' Стива Левина (Steve LeVine) и 'Новая холодная война' Эдварда Лукаса (Edward Lucas).
Все это очень неприятно, все это сильнейшим образом отдает ленинизмом и тоталитаризмом, но до 'советского' уровня, боюсь, отнюдь не дотягивает. Стоит отметить, что в России теперь намного более открытый рынок ('свободным' я его, конечно, не назову, хотя, как либертарианец, могу только поприветствовать введение тринадцатипроцентного налога на доходы) и никто не хочет возвращаться к той чудовищной нищете, которая неизбежно сопутствует коммунизму. Мы можем не бояться того, что Москва распространит свое влияние по всему миру - даже несмотря на опасные связи Путина с правящими режимами в Венесуэле и Иране - как это произошло во время 'холодной войны'. Не забудь: Россия недавно закрыла свои военные базы на Кубе и во Вьетнаме. Без цементирующего раствора идеологии у них нет никакого стимула вступать в стратегическое сотрудничество с братскими режимами в какой-нибудь Анголе, в Никарагуа или, скажем, в Южном Йемене.
Все это так, но при всем при этом нет ни малейших сомнений в том, что Путин очень любит ту страну, в которой он вырос. Вспоминая о жертвах бесланской трагедии, Путин начал свою речь перед собравшимися журналистами с интересного пассажа, полного ностальгии:
'Сегодня мы живем в эпоху, последовавшую за падением огромного и великого государства - государства, которое, к сожалению, оказалось неспособно выжить в быстро меняющемся мире. Но, несмотря на все трудности, мы смогли сохранить ядро некогда огромного Советского Союза, и мы назвали эту страну - Российская Федерация'.
Нет, это была вовсе не подачка отдельным любителям поностальгировать, этим увешанным медалями ветеранам 'Великой Отечественной войны', что вечно называют Иосифа Сталина самым лучшим лидером для страны. Вспомни: в 2005 году Путин открытым текстом сказал, что 'гибель Советского Союза была величайшей геополитической катастрофой века'. Какие логические выводы можно извлечь из этого заявления? Быть может, под властью товарища Путина Россия попытается вернуть себе такое же могущество, каким она пользовалась при Леониде Брежневе?
Итак, если кто-то еще сомневается в живучести призраков советского прошлого, если кто-то полагает, что призраки эти существуют только в воспаленном воображении милитаристов, вздыхающих по прежним временам, позвольте сказать вам одну вещь, господа: не надо быть гадалкой, чтобы понять это, достаточно прислушаться к недвусмысленным заявлениям, которые делает глава правительства и главный кукловод России Владимир Путин.
Эндрю Майер,Майкл Мойнихан
Комментарии
Россия не монастырь и устава у неё нет. Всё, что здесь написано правда и если это грязь, то виноваты в этом мы сами и больше никто.
Специально для вас хочу напомнить, что коммунистический режим довёл СССР и, соотвтственно, Россию, до такого состояния отсталости по всем направлениям развития, которое лучше всего характеризуется понятием \"навсегда\".
Поэтому ваше \"Россия встала и раздавит... из области мечтаний, как и мечты о царствии небесном.