Россия: продукты – на \"горючку\", химию – на стол?

На модерации Отложенный

В России ожидается рекордный за последние 15 лет урожай зерна. Значительную часть его наши земледельцы, пользуясь отменой заградительной экспортной пошлины, наверняка постараются вывезти за границу. А там оно идет в основном на биоэтанол. Что наводит на некоторые невеселые размышления.

Мир сходит с ума: еду переводит на "горючку", а для еды приспосабливают разного рода химические соединения с неясными или очевидно опасными для здоровья последствиями. Увеличивая при этом число голодных в мире, провоцируя голодные бунты и войны из-за продовольствия. Широко используемые в пищевой индустрии всевозможные красители, разрыхлители, ароматизаторы и прочие ингредиенты того же ряда предназначены, кажется, лишь для того, чтобы "взбодрить" аппетит потребителя, побудить его к обжорству, превратить в машину по переработке в отходы продукции производителей продовольствия. А после "откорма" передать его в распоряжение фирм, выпускающих различные пищевые добавки, рекламируемые как средства для оздоровления вообще и исправления комплекции, в частности, то есть для похудения. В чем особенно преуспели США, чьи граждане, как известно, давно страдают от ожирения и отличаются большой приверженностью к биологически активным пищевым добавкам.

На заре рыночных преобразований в нашей стране все эти "прелести" поступали к нам из дальнего зарубежья. И тогда их поток при желании властей еще можно было

как-то регулировать. Да беда в том, что и наши производители уже давно наловчились с выгодой использовать эти сомнительного свойства пищевые компоненты, способные вызывать различные "побочные эффекты": от расстройства желудка, кишечника или давления до рака. Зайдите в любой супермаркет, гляньте на колбасное изобилие. Щекочущий гастрономические чувства приятный розовый цвет товара вовсе не показатель качества, а признак химии. Но это еще цветочки. По данным Роспотребнадзора, в торговой сети повсюду можно встретить колбасу с каррагинаном. Это вещество, получаемое из красных морских водорослей и активно удерживающее в продукте воду. Мало того, что покупатель в таком случае покупает воду вместо мяса, так еще в "сдобренной" таким веществом колбасе быстро размножаются опасные микробы.

Словом, не счесть "чудес" на продовольственном рынке. Тем не менее, по данным ООН, острый продовольственный кризис накрыл уже около 40 государств, а число голодающих в мире перевалило за миллиард. При этом наша страна могла бы не только себя полностью накормить (импортируя разве что продовольственные "деликатесы"), но и значительно увеличить поставки продовольствия на мировой рынок. Для этого ей надо лишь не скупиться на финансовую поддержку своего сельского хозяйства. Но именно это – то есть твердое намерение в необходимой мере поддерживать отечественных сельхозпроизводителей – остается одним из препятствий на переговорах о вступлении России в ВТО.

Что это?

Глупость? Лицемерие? Эгоизм за гранью здравого смысла?

Сегодня, как утверждает глава Минсельхоза Алексей Гордеев, в основном идет борьба за рынки между теми странами, где нет голода и есть потенциал, который можно развернуть и использовать для обеспечения населения планеты продовольствием. Это противостояние не дает возможности решить важнейшую задачу борьбы с бедностью и голодом.

Хотя и в этих странах есть здравомыслящие политики, понимающие, что одними рыночными инструментами одолеть продовольственный кризис и гарантировать продовольственную безопасность невозможно. На июньском продовольственном саммите в Риме президент Италии Джорджо Наполитано, например, признал: для решения этих проблем необходимо принятие общей политики и вмешательство на уровне ООН.

Известно, что продовольственный кризис в значительной мере спровоцирован действиями инвесторов-спекулянтов, манипулирующих огромными средствами. На саммите прозвучала и острая критика и в адрес производителей биотоплива, использующих ценную сельхозпродукцию – пшеницу и кукурузу, что в условиях глобального производственного кризиса, казалось бы, просто кощунственно.

"Речь должна идти о переходе к технологиям второго поколения, использующим для производства биотоплива непродовольственное сырье, прежде всего целлюлозу, отходы животноводства и твердобытовые отходы", – заявил замминистра иностранных дел России Александр Яковенко, выступая в июле на сессии ООН.

Биотопливо второго поколения – это главным образом продукт, получаемый из растений, древесины, бытового мусора, навоза и других отходов, в отличие от этанола, получаемого непосредственно из сельхозсырья: кукурузы, сахарного тростника и прочего. После того, как продукты питания на мировом рынке резко поднялись в цене, эти технологии, относившиеся до недавних пор к "экзотическим", стали в глазах специалистов более приемлемыми. Почему же в таком случае технологии второго поколения не находят широкого применения? Ответ лежит на поверхности: потому что это пока гораздо более дорогое удовольствие. Впрочем, себестоимость биоэтанола вообще намного выше "конкурента" из нефти, тем не менее он отнюдь не редкий гость на рынке. Потому что, как объясняют аналитики, на него не навешивают акцизы. Тут примешивается большая политика. Запад таким образом борется за свою энергетическую безопасность.

Тем временем, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призывает мировых производителей к 2030 году в полтора раза увеличить производство продуктов питания. В то же время лидерам государств он рекомендует наращивать объемы гуманитарной помощи, снижать экспортно-импортные пошлины и помогать мелким сельхозпроизводителям. Если эти рекомендации будут проигнорированы, считает Пан Ги Мун, мир накроет гуманитарная катастрофа.

Прислушаются ли к его советам производители, перегоняющие в "горючку" ценные сельскохозяйственные культуры?