Российская армия пока не готова к массовой феминизации
На модерации
Отложенный
В Российской армии на минувшей неделе о женщинах заговорили с удвоенным оптимизмом. Причиной тому стало беспрецедентное событие: в элитный военный вуз страны – Рязанское воздушно-десантное командное училище – были набраны для обучения девушки. И через пять лет они должны стать полноценными офицерами-десантниками. Ещё одна женская группа, опять же впервые в истории, была сформирована в Балтийском военно-морском институте. Как отмечают комментаторы, не исключено, что в ближайшее время список пополнят пехотные, артиллерийские и танковые училища. В армейской среде событие вызвало неоднозначную реакцию. Ветераны сокрушаются: «Да у нас скоро бабы подлодками командовать будут!» Корреспондент «Нашей Версии» попробовал оценить перспективы служебного роста будущих десантниц и морячек.
На самом деле женщины в Российской армии – явление привычное. По последним данным, в Министерстве обороны сегодня числится более 95 тыс. представительниц прекрасного пола в погонах. Подавляющее большинство из них служат на рядовых, сержантских и прапорщицких должностях и задействованы в основном в сфере обеспечения: питание, связь, медицина, склады, культурно-досуговая работа, делопроизводство и т.д. Зачем же армии сегодня вдруг понадобились женщины на боевых офицерских должностях? Может, из них действительно смогут получиться настоящие военные профи – эдакие Рэмбо в юбках? Образы современных девушек, занимающихся суровой мужской работой, пока возникают лишь в фантазиях отечественных киношников. Один из самых колоритных персонажей – героиня актрисы Дарьи Юргенс в сериале НТВ «Морские дьяволы», рассказывающем о нелёгких ратных буднях отряда спецназа Военно-морского флота. Количество врагов человечества, уничтоженных отважной майоршей по кличке Багира, уже исчисляется несколькими десятками. Понятно, что с реальностью этот сериал имеет мало общего, и всё-таки смогут ли девушки воевать, как говорится, на острие атаки?
«Что касается этого сериала в целом, то это бред сивой кобылы, – рассказывает «Нашей Версии» бывший командир отряда специального назначения ВМФ капитан 1-го ранга Александр Сизиков, – а если говорить о девушках в спецназе, то они никогда не смогут служить в боевых подразделениях: женский организм просто не может выдержать такие физические и психологические нагрузки. У меня в части были женщины, но они служили в обеспечении – медпункт, столовая, финчасть. То же самое и в войсках спецназначения других стран». Что ж, спецназ отменяется. Но в поисках милитаристской романтики девушки могут выбрать военное ремесло и попроще. Например, стать командиром танка, пилотом истребителя или старпомом на эсминце – в армиях многих стран женщинам на таких должностях никто уже давно не удивляется. А в военном ведомстве Израиля есть целые женские подразделения, которые наравне с мужчинами участвовали в боевых действиях в ходе второй ливанской войны и продемонстрировали высокую боевую выучку и не менее высокий боевой дух. Хотя военные эксперты сомневаются, что подобные вакансии могут появиться в России. «Никто ни одну женщину не засунет в танк и не заставит прыгать с парашютом для выполнения десантно-штурмовых задач, – рассказывает «Нашей Версии» ведущий эксперт Коллегии военных экспертов генерал-майор Александр Владимиров, – будут работать на складах и т.д., ни в одну боевую часть они не попадут». Так для чего тогда офицеры в юбках понадобились Воздушно-десантным войскам – самым что ни на есть боевым войскам России ?
Как объяснили нам в главном штабе ВДВ (Воздушно-десантные войска), о том, нужны ли им девушки-офицеры, собственно, никто и не спрашивал. «Министерством обороны был определён перечень учебных заведений, в которых необходимо организовать обучение военнослужащих женского пола, в их числе было и рязанское училище, – рассказывает «Нашей Версии» начальник пресс-службы ВДВ полковник Александр Чередник, – нам поставили задачу, а для ВДВ нет задач невыполнимых. Мы набрали курс девочек и приступили к обучению. Девчонок набрали хороших – спортивных, умных, и за пять лет мы вырастим из них хороших офицеров. Комментировать же решения вышестоящего руководства не входит в нашу компетенцию».
А вот из того, специалистами какого профиля станут будущие десантницы, Министерство обороны секрета не делает. По словам полковника Чередника, девушки, хотя и попадут в боевые части, но будут служить в подразделениях десантного обеспечения – командирами взводов укладки парашютов и подготовки техники десантирования.
Как нам стало известно, и в ходе обучения к девушкам будут предъявляться более мягкие, нежели к юношам, требования. Жить они будут не в казарме, а в общежитии, в комнатах на два-три человека, и чаще смогут бывать в городе. И уж совсем очевидно – никто не будет заставлять девчонок крушить головой кирпичи на показательных выступлениях.
Офицерская служба в формате light ожидает и выпускниц Балтийского военно-морского института. Вопреки флотским слухам, девушки не будут служить на кораблях, а после выпуска отправятся в береговые части флотов, в основном на узлы связи. Командование института при наборе курсанток отдавало предпочтение местным жительницам – в отличие от «гардемаринов» мужского пола они будут жить дома и просто приходить на занятия. Как видно, всё оказалось куда прозаичнее, чем могло показаться на первый взгляд. Однако недооценивать значение этих событий нельзя. Как ни крути, а прекрасная половина превращается в неотъемлемую часть нашей армии, и с этой частью, которая будет только увеличиваться, в армии в ближайшее время могут возникнуть серьёзные проблемы. До недавних пор их старались не замечать.
«Для женщин-военнослужащих необходимо будет корректировать и пересматривать уставы, – считает председатель Независимого профсоюза военнослужащих Олег Шведков, – придётся совершенствовать всю систему приказов командиров. Возникнет много бытовых проблем, начиная с отхожих мест и заканчивая материальным довольствием и питанием. Особенно тяжело это будет проходить в ВМФ, но я всё-таки не думаю, что женщины будут служить на кораблях».
Очевидно, что в случае массовой феминизации армии возникнет и другая серьёзная проблема – это проблема отношения полов. Так, в армии США чуть ли не каждый второй скандал связан с сексуальными домогательствами в отношении женщин-военнослужащих. Несмотря на то что подобные истории в Российской армии лишь крайне редко становятся предметом судебных разбирательств и темой для газетных статей, проблема существует. В 2005 году Министерством обороны было проведено специальное социологическое исследование по сексуальным домогательствам в армии – результаты анонимного анкетирования более 1,5 тыс. женщин, проходящих службу в разных округах и флотах, были неутешительными: каждая четвёртая военнослужащая подвергалась сексуальным домогательствам. Уже тогда военные социологи и юристы ставили вопрос о необходимости введения норм уставов о правилах взаимоотношений между мужчинами и женщинами-военнослужащими, но на данный момент этого так и не сделано. Хотя, например, в тех же США любой даже мало-мальский эпизод домогательств может послужить поводом для обращения в суд или взыскания штрафа с не в меру эмоционального бойца.
«У нас эта проблема не так ярко выражена, но всё-таки она есть, – говорит Олег Шведков, – но на самом деле в Вооружённых силах действует достаточно серьёзная система правовой защиты, и если такие факты возникают, то женщина может постоять за себя. В случае сексуальных домогательств она может обратиться к вышестоящему командиру, в органы воспитательной работы, в прокуратуру, в суд. Я сталкивался со случаями, когда в таких ситуациях женщины-военнослужащие достаточно успешно защищали свои права».
И всё-таки, даже если чисто женские проблемы традиционно мужской Российской армии будут решены, невольно напрашиваются главные вопросы: «А зачем, собственно, армии сегодня так остро понадобились женщины, причём на командных должностях? С чего вдруг девушек стали принимать в десантные и морские училища?» Каких-то внятных комментариев от руководителей военного ведомства на этот счёт мы так и не услышали. Собственно, такие решения труднообъяснимы и с точки зрения элементарной логики. Во-первых, Министерство обороны сегодня не испытывает никаких проблем с набором в вузы более подходящих на роль будущих командиров юношей. Во-вторых, нет никаких оснований говорить о том, что последние решения есть проявление какой-то политкорректности или результат борьбы за равноправие полов. По-крайней мере, митингов феминисток возле Генштаба с плакатами «Хочу в ВДВ!» пока ещё не было.
Вадим Владимиров
Комментарии