Признание Южной Осетии и Абхазии чревато рисками для России

На модерации Отложенный Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, предпочтя уважить право наций на самоопределение и поступившись принципом территориальной целостности. Как утверждают российские дипломаты, Москва не вышла за рамки универсальных принципов ООН, зафиксированных в Уставе этой организации и ряде международных правовых документов. Тем не менее совершенно очевидно, что отнюдь не ординарный шаг России создает ряд рисков для нее самой – как на международном поле, так и в самой стране.

Срезким осуждением действий России выступили США , Великобритания и Франция – этого и следовало ожидать. Глава британского МИДа Дэвид Милибэнд призвал мировое сообщество организовать «как можно более широкую коалицию против российской агрессии в отношении Грузии». Франция, оказавшаяся в странной ситуации, созывает экстренное заседание лидеров ЕС. РФ, утверждает Париж, до сих пор не выполнила своего обещания вывести войска с грузинской территории. Напомним, президент РФ Дмитрий Медведев пообещал отвести войска к 22 августа. О точном выполнении намеченных планов 22−го ему доложил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Президент Франции Николя Саркози обсудил с Медведевым ход выполнения соглашения и дал «позитивную оценку в связи с выполнением в намеченные сроки объявленных российской стороной планов по отводу приданных в усиление миротворческого контингента войск в зону безопасности, в Южную Осетию и на территорию России», сообщила 23 августа пресс-служба Кремля. Ход Москвы по признанию суверенитета двух республик стал сюрпризом для Саркози. Что не замедлил откомментировать глава МИД Франции Бернар Кушнер, которому стало обидно за державу: «Это очень опасно. Можно предположить, что Россия преследует другие цели, среди которых в особенности Крым, Украина и Молдавия. Мы не можем смириться с этими нарушениями международного права, соглашений по безопасности и сотрудничеству в Европе, резолюций ООН, а также с захватом части территории соседнего государства».

Жестко раскритиковала РФ и Германия устами федерального канцлера Ангелы Меркель – она заявила, что признание суверенитета недопустимо. А потом канцлер звонила Медведеву, чтобы получить разъяснения из первых рук.

«Глубокую обеспокоенность» выразила России Республика Кипр, высказавшись «за мирное решение международных разногласий политическими средствами путем переговоров, избегая односторонних действий, которые могут ухудшить положение в этом чувствительном регионе».

А грузинский парламент приступил к рассмотрению вопроса о разрыве дипотношений с РФ. Вопреки обыкновению, Тбилиси не разорвал отношений сразу, что вызывает вопросы.

Невозможно предположить, что власти РФ не оценили заранее все плюсы и минусы признания непризнанных республик. Плюсы, очевидно, оказались значительно весомее. И было принято именно такое решение.

Но и риски, с которыми наша страна уже столкнулась или столкнется в ближайшей перспективе, впечатляют масштабами и бесперспективностью их минимизации.
Троянский конь

Александр Собянин, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, заявил «Эксперту Online»: главный риск, с которым придется столкнуться, состоит в том, что признание независимости – «общее решение двух российских руководителей» – запустило цепной процесс «собирания большой России». «Активизируются те силы, которые давно желают, чтобы Россия приняла в свой состав новые территории и государства. Эта ситуация „домино” может выйти из-под контроля президента Медведева», – не исключает он. И предвидит, что в этот процесс будет вовлекаться все больше политических сил РФ и стран СНГ. «Готов ли Медведев управлять этими процессами? Россия может не удержать ситуацию», – полагает Собянин. Выбора у президента нет, уверен он.

Сейчас очень важно, как отреагируют на признание независимых Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. Будем мы двигаться одни, «выполняя план Путина», или вместе с этими партнерами. По мнению независимого политолога Дмитрия Орешкина, шаг Медведева привел к потере доверия ближайших соседей. Он уверен, что Белоруссия будет бояться России значительно больше, чем Запада. Минск отдаст предпочтение экономическому сотрудничеству с Европой и станет там искать союзников, сказал он «Эксперту Online».

Другой серьезный политический риск, возникший в России, по оценке Орешкина, – «подорванный статус президента». По его словам, Медведев показал себя alter ego Путина, «растворившись в нем».

Президент не смог противостоять «силовикам» ни 22 августа, когда они заявили об отводе войск, ни 26−го в ходе СБ РФ в Сочи, когда был подписан указ о признании суверенитета, ни в интервале между этими датами, когда шла острая дискуссия между «кремлевскими башнями». Теперь возникает закономерный вопрос: где и кем в России принимаются решения? Похоже, ответ ясен.

Хотя от расстановки точек над i жить не легче, определенность лучше ее отсутствия. Россия хочет вести себя жестко. Это было заложено Путиным и не изменится впредь.

Еще один риск на внутреннем российском поле аналитики связывают с переменой в оценках деятельности политической элиты со стороны российских же граждан. По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, даже в экспертном сообществе нет единства по этому вопросу. Что касается общества в целом, то оно, заявил он «Эксперту Online», скорее сформирует оценку действий политиков «через заявления Запада».
А эти оценки – далеко не лестные, особенно учитывая тот факт, что российские высокие чиновники стали контактировать с прессой – российской и иностранной – всего несколько дней назад. А надо было – еще за неделю до 7 августа.

Риск особого рода, причем для РФ и соседей в равной мере серьезный, – это наличие огромного количества оружия на руках у людей, в общем-то, не имеющих права на его ношение и использование. Грузинские трофеи, а также все то, что исправно стреляет, взрывается и было роздано ополченцам, не было собрано и возвращено назад, на склады ВС РФ. По прогнозу Дмитрия Орешкина, «нет гарантии, что все это не будет продано на Северный Кавказ». И рано или поздно не выстрелит.

Опасность активизации террористов считает серьезным риском России Александр Игнатенко, президент Института религии и политики. Он сообщил «Эксперту Online», что 20 августа в арабоязычном интернете столкнулся с занятным документом: это указания «Кавказскому эмирату» от «Бюро по обслуживанию моджахедов», связанного с «Аль-Каидой». Верным воинам поручается, переодевшись в униформу российской армии, проводить на территории Грузии акции против военного и мирного населения и полиции. Кроме того, они должны осуществлять теракты на территории России, в частности в Москве, рассказал Игнатенко. «Третья сила – „Аль-Каида” – так решает свои задачи: установление контроля над нефтяным трафиком в регионе», – уверен он. Здесь ситуация сложная, но все же разрешимая: просто спецслужбы должны держать руку на пульсе. К тому же это опасность общая, и здесь можно действовать сообща. Если, конечно, Запад не откажется окончательно от всех форматов взаимодействия.
Не любят

Политические риски внешнего контура, по мнению Владимира Жарихина, замдиректора Института стран СНГ, сводятся лишь к психологическому давлению, которое будет сложно выдерживать. «На Западе нет принципиальных возможностей на том основании, что миллиардер Абрамович является гражданином РФ, заморозить его финансовые средства. Если кто-нибудь захочет проверить, откуда у него такие средства, то он наймет больше квалифицированных адвокатов, чем кто-либо другой. И еще придется платить Абрамовичу компенсацию», – заявил Жарихин «Эксперту Online». По его словам, Запад и так уже сделал все возможное из неприятного для России «с милой улыбкой, а сейчас он будет утверждать, что это делается из-за Южной Осетии и Абхазии». Зато будет меньше демагогии, полагает аналитик. «Пусть боятся и уважают», – говорит он.

Вместе с тем реальные опасности нельзя недооценивать. По мнению Орешкина, Россия консолидировала Запад в неприязни к России. Если раньше Москва могла успешно сотрудничать в двусторонних форматах, то теперь такие контакты под вопросом. Это раз. Миротворцы РФ потеряли статус – это риск номер два. Впрочем, возможно, теперь это не так уж и важно. Южной Осетии и Абхазии отныне потребуются не миротворцы, а настоящие российские войска – и Цхинвали уже заявил о намерении просить РФ о размещении на территории республики российских военных баз.

Особые риски ждут РФ на Востоке, утверждает Александр Шаравин. Он уверен, что ШОС не будет счастлива поддержать инициативу России. У Китая, российского партнера, есть Тайвань, Тибет, мятежные уйгуры. На него рассчитывать не стоит. Максимум, на что мы можем рассчитывать, – нейтралитет Пекина. Не ясна позиция Узбекистана – у них своя проблемная Ферганская долина.

И еще один политический риск – ситуация в ОДКБ, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Позиция их по независимым не ясна. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа изо всех сил старается вести диалог на этой площадке – хотя бы в рамках формирования группы военных наблюдателей ОБСЕ в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Он отрапортовал, что Армения, Белоруссия, Казахстан уже высказали заинтересованность в участии в деятельности миссии. Это радует – три страны хотят иметь с нами дело.
Сделать паузу

Чтобы минимизировать внешние риски, нашей стране лучше всего не спешить с ответами на выпады оппонентов, терпеливо объяснять мотивы поступков и работать индивидуально с каждым отдельно взятым критиком, уверены эксперты.

Российскую сторону, как видно, не очень сильно беспокоит подобного рода критика. Это дал понять президент РФ Медведев в интервью телеканалу Al-Jazeera. Так, касаясь вопроса ПРО в Европе, он заявил, что РФ будет «реагировать, естественно, военным способом». Такие слова из уст либерала-Медведева производят впечатление.

Между тем на единственной доступной теперь публичной площадке – в СБ ООН – Россия продолжает попытки выработки резолюции по Грузии. Россия передала официальное письмо о решении признать суверенитет республик генсеку ООН «в 4 часа утра, это был полдень по московскому времени – именно тогда президент Медведев подписал указы о признании двух этих республик», сказал постпред РФ в ООН Виталий Чуркин.

Он сообщил, что работает над подготовкой резолюции на основе «принципов Медведева–Саркози». «Мы отдаем себе отчет, что нам предстоит продолжительный период довольно трудной работы с партнерами, но мы не теряем надежду, что такая резолюция будет выработана», – признался он. И заверил, что, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия «продолжает следовать этим шести принципам».