Сколько стоит концерт звезды?
На модерации
Отложенный
О том, что Москва – один из самых дорогих городов в мире, двух мнений быть не может.Неудивительно, что и по стоимости билетов на выступления зарубежных звёзд мы тоже впереди планеты всей. Исследования экспертов показали, что средняя цена билетов на концерты с 2000 года выросла в шесть раз: с 500 до 3 тыс. рублей. Иными словами, не за горами времена, когда на концерт любимой иностранной звезды будет дешевле слетать за рубеж, нежели послушать её в столице. Почему в Москве самые дорогие в мире билеты, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».
Каждый год количество концертов звёзд в Москве увеличивается, но при этом неуклонно растут и цены на билеты. И похоже, что вскоре попасть на выступление мировых знаменитостей смогут только очень обеспеченные люди. Судите сами: за лучшие билеты на Quееn и Пола Роджерса, которые будут выступать в сентябре в России, нужно заплатить 50 тыс. рублей (VIP-партер). Самые дешёвые места, с которых знаменитых музыкантов практически не увидеть, стоят 1600 рублей.
«Цена билетов на любой концерт складывается из нескольких факторов, – говорит пиар-директор концертного агентства «Мельница» Елена Маслова. – Самое главное – это гонорар артиста и сопутствующие расходы: дорога, гостиница, визы, питание, внутренний транспорт. Всё это оплачивают промоутеры. Помимо этого у большинства артистов есть райдеры: кто-то требует, чтобы его просто обеспечили водой Perrier, а у кого-то и более изысканные запросы. Какие цветы, к примеру, могут стоять в гримёрке, а какие нет».
Cамые же капризные звёзды в свой райдер включают практически всё: какого цвета должен быть пол, а какого, к примеру, стены и мебель. Не говоря уже о годах урожаев тех вин, которые они намерены пить, и продуктов, которые требуется им доставить, – многие ведь и поваров с собой привозят... Некоторым знаменитостям приходится оплачивать и пребывание сопровождающих их жён, детей. «Помимо этого есть ещё одна составляющая цен на билеты – это арендная плата за площадку (кстати, очень немаленькая) и, конечно же, рекламная кампания – афиши, билеты, реклама на радио и телевидении, перетяжки и так далее, – продолжает г-жа Маслова. – Все эти факты учитываются при назначении цены на билеты».
Правда, иногда благодаря требованиям самих артистов можно попасть на их концерты по вполне доступной цене. Например, не так давно Москву и Питер посетила с концертами поп-дива Кайли Миноуг. Стоимость билетов в «Олимпийский» была от 700 до 30 тыс. рублей. Иными словами, средняя цена билета получилась ниже, чем обычно в Москве.
По словам главы концертного агентства NCA Михаила Шурыгина, сделать билеты доступными попросила лично Кайли. Но подобное бывает крайне редко. В основном стоимость билетов на выступления иностранных звёзд начинается от тысячи рублей и может доходить до 100 тысяч.
Кстати, гонорары заокеанских певцов в России намного выше, чем если бы они выступали в Европе или в Америке. Так, по оценкам экспертов, гонорар Элтону Джону в 1995 году был завышен (по среднеевропейским меркам) примерно в три раза. А не слишком известной в россии Чечилии Бартоли в 2001-м вообще примерно в пять раз!
Впрочем, росту цен на концерты звёзд немало способствуют и наши бизнесмены. Звезду мирового уровня можно пригласить выступить на дне рождения, свадьбе, корпоративной и просто частной вечеринке, которая приносит артистам порой даже большие доходы, нежели обычные туры и продажи дисков. Поэтому певцы и группы с удовольствием принимают приглашения выступить на каком-нибудь частном торжестве. Гонорары за такие выступления исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами долларов, а большинству исполнителей по большому счёту безразлично, перед каким количеством слушателей выступать.
Так, например, Джордж Майкл в начале 2007 года получил 3 млн. долларов, отыграв в новогоднюю ночь на частной вечеринке у российского бизнесмена, пожелавшего остаться неизвестным. Он представил гостям укороченную программу своего европейского тура Live 25 и заработал эту огромную сумму всего за час. Не прогадала и соул-дива Бейонси, согласившаяся дать новогодний концерт для одного крупного российского предпринимателя. Говорят, что полчаса выступления обошлись ему в 1 млн. долларов.
Открытие прошлого года темнокожая Рианна также желанная гостья на различных вечеринках. Например, в канун Нового года-2008 она выступила на корпоративной вечеринке компании «РусАл». За своё шоу звезда получила гонорар 500 тыс. долларов.
А Кристина Агилера была приглашена выступить на свадьбе российского бизнесмена Андрея Мельниченко, что обошлось последнему в 2 млн.
долларов. Неудивительно, что Джордж Майкл после новогодней вечеринки в Москве не захотел «продешевить» и за свой концерт в «Олимпийском» запросил в три раза больше.
«Из-за таких приглашений звёзды часто делают вывод, что Россия – очень богатая страна, и требуют за свои выступления примерно такие же гонорары, какие они получают на этих частных праздниках, – рассказали корреспонденту «Нашей Версии» в агентстве SAV Entertainment. – Пока в подобных ситуациях нас спасают лишь спонсоры. Им эти акции выгодны исключительно в пиар-целях. Например, когда в Москву приезжал Пол Маккартни, «финансовую поддержку» ему оказал Альфа-банк, для которого участие в культурных мероприятиях – неотъемлемая часть корпоративной политики. При таком раскладе концертному агентству пришлось заниматься в основном организационными моментами (гостиница для звезды, качественный звук и свет во время концерта)».
Правда, как утверждают в агентствах, сейчас таких «добрых самаритян» становится всё меньше.
Ещё одна причина завышенных гонораров – ситуация с пиратством в России. Как правило, западные артисты организуют тур, приурочив его к выходу новой пластинки, чтобы повысить уровень её продаж. Но поскольку на пиратских дисках заработать им не «светит», они компенсируют свои потери гонорарами. Те же U2 требуют свой обычный гонорар в размере 2 млн. долларов (не считая сопутствующих расходов). При этом ставят условие, что стоимость билетов не должна превышать 60 долларов (общемировое правило уважения к своим фанатам). В итоге, если соединить гонорары и дороговизну организации концертов, получается, что промоутеры не могут себе позволить пригласить U2 в Москву.
Дополнительной накруткой гонораров становится так называемая плата за риск. Дескать, Россия политически нестабильная страна, в которой всем управляет мафия. Например, в 2003 году велись серьёзные переговоры с Мадонной и даже говорили, что в 2004 году она выступит на одной из столичных площадок. Закончилось всё тем, что Мадонна к нам тогда так и не приехала. Официальная причина отказа – певица испугалась за свою безопасность.
Частью «платы за риск» для промоутеров являются цены на VIP-билеты. И если «VIP» на Маккартни у нас и в Америке примерно одинаков, то VIP-билеты на Уитни Хьюстон стоили у нас в несколько раз дороже, чем в тех же Штатах.
А первые ряды на сравнительно недорогого Шарля Азнавура стоили больше, чем самые лучшие билеты на U2, к примеру, в Бостоне. «Бывают ситуации, когда билеты на концерты не раскупаются, – продолжает Елена Маслова. – Например, в марте к нам приезжала легендарная группа Down, билеты на которую были выкуплены лишь на треть. Получается, что легендарной этой команда является лишь за рубежом. У нас же мало кто о ней знает. И всё же концерты модных на Западе групп в Москве случаются, но, как правило, только в клубах, а не на больших площадках».
Так что российским промоутерам приходится не раз подумать, кого пригласить в Россию, а кого нет – чтобы и зрители были довольны, и концерт окупил все затраты. Поэтому чаще всего, чтобы не рисковать, к нам привозят рок- и поп-ветеранов, которых хорошо помнит платёжеспособная часть публики (от 35 лет), или же, сравнительно редко, безусловных звёзд вроде «Роллинг Стоунз», Стинга или того же Элтона Джона.
И, наконец, ещё об одной животрепещущей российской проблеме – спекулянтах. Это целая мафия, бороться с которой очень трудно. Билетный рынок, обороты которого за год составляют сотни миллионов долларов, сегодня успешно завоёвывает просторы Интернета. Особенно этот вид услуг полюбился в Москве (в регионах и даже в Питере зрители всё ещё предпочитают покупать билеты исключительно в стационарных кассах). Но барыгам и этого хватает.
По приблизительным данным, на сегодняшний день в Сети работает всего около 10 «белых» и более 200 «серых» агентств, которые занимаются только перепродажей билетов. Несложно заметить, что накануне приезда любой мало-мальски известной и недешёвой звезды число её «виртуальных фан-клубов» увеличивается в разы. И помимо биографии и дискографии кумира (некоторые не утруждаются и этим), на этих сайтах предлагают прикупить и билетик. Ну а многие зрители, не имея ни времени, ни желания, не удосуживаются посмотреть разные варианты предложений и хватаются за первое попавшееся на глаза объявление. Так и получается, что люди покупают билеты в два-три раза дороже.
Но поскольку спрос на билеты по безумным ценам всё же есть, то есть на них и предложение.
Мария Ческис
Комментарии