Эпоха мусора все ближе
На модерации
Отложенный
Власти Мексики приняли решение закрыть к 15 января 2009 года самую крупную свалку Латинской Америки «Бордо Поньенте», расположенную близ столицы страны. Мусорный полигон, занимающий около тысячи гектаров земли, уже давно был мишенью местных защитников природы – ликвидация свалки станет логичным завершением их многолетней борьбы. Однако ясности с тем, что делать с появляющимися каждый день десятками тысяч тонн бытовых отходов, ни у кого в мире пока нет. Если человечество не найдет в ближайшее время революционный метод переработки производимого им мусора, негативные последствия его бессистемного складирования дадут о себе знать уже в ближайшие годы.
За 13 лет существования свалки, по самым приблизительным подсчетам, на ее территории было складировано не менее 60 млн тонн бытовых отходов. По площади «Бордо Поньенте» уступает лишь печально знаменитому «Пластиковому супу» – засоренной всевозможным мусором зоне Тихого океана, занимающей около миллиона квадратных километров, на которых сосредоточено до 100 млн тонн отходов. Главные претензии экологов к мексиканской свалке связаны с ее воздействием на окружающую среду. Речь, прежде всего, идет о серьезном проседании грунта в районах захоронения отходов – в ряде мест глубина провалов составляет до 13 метров. В результате жидкие продукты разложения отходов проникали в грунтовые воды, делая их непригодными к использованию даже в бытовых целях. «Подобные свалки опасны сразу по нескольким параметрам: это и отравление грунтовых вод, и очаги гниения, где синтезируется метан, часто становящийся причиной масштабных возгораний, потушить которые очень трудно. Излишне говорить, что ядовитый дым, выделяющийся при открытом горении мусора, отрицательно влияет на здоровье людей. Кроме того, масштабные свалки представляют собой и эпидемиологическую опасность – там развиваются сотни видов болезнетворных микробов», – сообщил РБК daily менеджер международного проекта по реструктуризации городских свалок в Боснии и Герцеговине Алекс Шкрба.
По словам г-на Шкрбы, в настоящее время у мирового сообщества нет четкой концепции решения проблемы утилизации бытовых отходов. «Имеющиеся сейчас методики переработки либо недостаточно эффективны, либо слишком дороги для повсеместного применения.
Кроме того, оказывает свое влияние и фактор неосведомленности граждан – 9 из 10 горожан, производящих десятки килограммов мусора в день, искренне уверены, что отходы исчезают сами по себе сразу после того, как оказываются в мусорном баке. Необходимы специальные обучающие программы, призванные объяснить людям всю важность проблемы», – констатирует собеседник издания. Масштабы «мусорной» проблемы действительно впечатляют – оказывается, что за год средний житель Земли производит не менее 350 кг мусора, 10% из которых сжигается, 80% – закапывается в почву, а 10% остаются на ее поверхности. Всего же за год человечество выбрасывает до 2,1 трлн тонн мусора, и с каждым годом его количество продолжает расти. «Проблему мусора необходимо решать на самом высоком уровне – она не менее серьезна, чем разговоры о глобальном потеплении или ядерном оружии», – считает г-н Шкрба.
В России, по словам руководителя токсической программы российского отделения Greenpeace Алексея Киселева, ситуацию с переработкой отходов удовлетворительной назвать нельзя. «97% мусора закапывается в землю, а 3% сжигается, и такой подход, мягко говоря, является неправильным. У России есть и технологические наработки, и финансовые средства для того, чтобы полностью решить проблему утилизации отходов – необходимо лишь осознание важности проблемы нашими политиками», – заявил г-н Киселев РБК daily. По его словам, необходимо проведение мероприятий по трем направлениям – введение госрегулирования процесса создания отходов, активизация политики ресурсосбережения и внедрение технологий глубинной переработки отходов. «Необходимо вкладывать деньги, причем не такие уж и большие, в переработку вторичного сырья, чтобы сделать эту сферу деятельности привлекательной. Если это произойдет, Россия не только сможет перестроить свою экономику с нынешней модели, потребляющей первичные ресурсы, на высокотехнологичную, базирующуюся на переработке вторсырья, но и в течение 8-10 лет полностью решить проблему утилизации бытовых отходов», – уверен г-н Киселев.
Анатолий Поморцев
Комментарии
Какой в этом интерес государственным чиновникам?