России указали на неправильный вывод войск из Грузии
На модерации
Отложенный
США и Франция обвинили Россию в нарушении условий перемирия с Грузией путем создания буферной зоны и блокпостов вне территории Южной Осетии и Абхазии.
В пятницу министр обороны России Анатолий Сердюков доложил президенту Дмитрию Медведеву об успешном завершении вывода боевых частей из Грузии, но заявил, что на грузинской территории останутся "миротворческие" подразделения численностью в несколько сот человек.
Министр подчеркнул, что тем самым Россия выполнила договоренности, достигнутых при посредничестве президента Франции Николя Саркози.
Однако в пятницу же лидеры США и Франции согласились в том, что российская буферная зона на собственно грузинской территории, примыкающей к Южной Осетии и Абхазии и посты российских миротворцев в этой зоне противоречат условиям соглашения о прекращении огня.
Аналитики отмечают, что этот вопрос прописан в соглашении нечетко, оставляя России свободу для маневра - как дипломатического, так и военного.
Представитель Белого дома Гордон Джондро заявил, что президенты Джордж Буш и Николя Саркози ходе телефонного разговора пришли к единому мнению по поводу России: "Россия не выполняет условия [соглашения] и она должна выполнить их сейчас".
Пресс-секретарь МИД Франции Эрик Шевалье заметил, что для уточнения положений соглашения о прекращении огня необходима резолюция Совета Безопасности.
Невыполнение соглашения
"Идея заключается в том, что часть российских миротворческих сил могла временно оставаться у границы Осетии, но это временно, только для патрулирования и только до тех пор, пока не появится международный механизм", - разъяснил Шевалье позицию Парижа в интервью Би-би-си.
"Было четко сказано, что, во-первых, [российское] присутствие должно быть в форме патрулирования, никакого стационарного присутствия, во-вторых, оно не должно оказывать влияния на свободу передвижения на авто- и железных дорогах в этих местах", - продолжил Эрик Шевалье.
Члены СБ ООН, в том числе США, Россия и Франция, предлагали свои проекты резолюции о положении в Грузии с начала кризиса, начавшегося с попытки Грузии установить контроль над Южной Осетией 8 августа.
Однако все эти инициативы разбивались о возражения то России, то США, которые имеют право вето в СБ.
Гордон Джондро подтвердил, что США известно о заявлении России о завершении вывода войск из Грузии.
"Мы продолжим следить за ситуацией, но в данный момент мы не видим выполнения условий соглашения", - отметил представитель Белого дома.
В Пентагоне полагают, что пока свидетельств окончательного вывода российских войск нет.
"Имело место перемещение подразделений, но означает ли оно вывод или просто изменение позиций войск, сейчас сказать сложно", - сказал представитель минобороны США Брайан Уитмэн.
Как доложил Медведеву Сердюков, часть российских военных подразделений, проследовавших на территорию Южной Осетии, уже находится в местах постоянной дислокации на территории России.
Как сообщил корреспондент Русской службы Би-би-си Юрий Маловерьян, на трассе, ведущей из Тбилиси в Гори сняты российские блокпосты.
В начале девятого по местному времени при помощи дорожного крана грузинские полицейские и рабочие убрали с дороги последние бетонные блоки, преграждавшие проезд.
По словам корреспондента Русской службы Би-би-си, в 20:18 по местному времени через последний демонтируемый блокпост на трассе в сторону Гори проехали около 10 грузинских полицейских машин.
Еще через 20 минут по трассе начали пропускать гражданские автомобили.
Дополнительные меры
Сердюков подтвердил также, что российские миротворцы уже приступили к выполнению поставленных задач. В их числе замглавы Генштаба Анатолий Ноговицын со ссылкой на договоренности о прекращении огня между Грузией и Россией назвал создание в Грузии буферной зоны, глубина которой составит от шести до 18 км.
Однако, как передает корреспондент Би-би-си Джонатан Маркус, текст соглашения, на которое ссылается Ноговицын, содержит очень неопределенные формулировки.
В оказавшейся в распоряжении Би-би-си копии письма Николя Саркози Михаилу Саакашвили говорится лишь о "дополнительных мерах по обеспечению безопасности" в "непосредственной близости к Южной Осетии, исключая любую часть территории Грузии".
"Эти меры [по обеспечению безопасности] могут быть применены на территории в пределах нескольких километров, начиная от административной границы между Южной Осетией и остальной территорией Грузии", - говорится в документе.
"Эти дополнительных меры по обеспечению безопасности будут заключаться в патрулировании, осуществленном российскими миротворческими силами в пределах, оговоренных существующими соглашениями, с выводом российских войск на позиции, занимаемые до 7 августа", - сказано в тексте письма.
В нем также упоминается о необходимости действия по "обеспечению свободы передвижения по трассам и железным дорогам Грузии".
Четко оговоренной необходимости создания "зон безопасности" текст соглашения не содержит. Не упоминаются в нем также какая бы то ни было деятельность на границе Абхазии.
Принципиальная позиция Москвы
Однако замначальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил, что "все буферные зоны легитимны и создаются в рамках существующих договоренностей", назвав это "принципиальной позицией" Москвы.
Поскольку блокпосты, расположенные на основных дорогах и у населенных пунктов, создаются на постоянной основе, в них создаются необходимые бытовые и технические условия, добавил Ноговицын.
При этом генерал подчеркнул, что Россия оставляет за собой право при необходимости наращивать миротворческий контингент в конфликтной зоне.
Министр обороны Грузии Давид Кезерашвили уже заявил о том, что соглашение о прекращении огня между Грузией и Россией "не предусматривает создание каких-либо буферных зон в зонах абхазского и южноосетинского конфликтов".
"В этом соглашении о прекращении огня ничего не сказано о так называемых буферных зонах, о чем сейчас говорят представители Генштаба вооруженных сил РФ. Поэтому ни Грузия, ни международное сообщество не допустят того, чтобы Россия расширяла ареал своих действий на территории Грузии", - сказал Кезерашвили на брифинге в пятницу.
О неприемлемости размещения российский блокпостов на грузинской территории говорил и президент Грузии Михаил Сааакашвили.
Однако замглавы Генштаба заявил, что Россия "не намерена вести консультации с руководством Грузии по поводу размера буферных зон".
Комментарии