Когда Россия оправится от удара по собственной экономике?

На модерации Отложенный

Впервые за последние пять лет российская экономика проходит проверку на прочность войной. С первыми залпами в Южной Осетии российский фондовый рынок упал, рубль, который уже полгода воспевают западные инвестиционные компании как валюту для вкладов, обрушился, деньги западных инвесторов стали активно вывозиться за границу. Россия за одну неделю потеряла своё звание островка стабильности в океане финансовых страстей, как в марте про неё выразился Дмитрий Медведев. По прогнозам российских аналитиков, вернуть доверие к России будет сложно, но много времени это не займёт.

Первые утренние новости в пятницу, когда стало ясно, что начались военные действия, инвесторов напугали не сразу. Российский фондовый рынок и валютная биржа долго оставались стабильными, акции на них продолжали торговаться как обычно. Падение началось только через три часа после открытия, когда стартовали торги на лондонских площадках. Именно там инвесторы и стали активно сбывать акции российских компаний. Следующие полтора часа быстро наверстали упущенное утром: индекс РТС потерял к тому моменту почти 4%, ММВБ – 3,5%. Держаться индексам действительно было уже не за что. Ведь за несколько недель до этого рынок трясли негативные новости сначала о «Мечеле», потом об акционерах «ТНК-ВР».

В итоге к середине понедельника на прошлой неделе индекс РТС упал на 25% по сравнению с уровнем месячной давности. ММВБ обвалился сразу на 31%. Капитализация рынка, по данным «Ренессанс-Капитала», упала с 1,6 трлн. долларов в июне до 1,24 трлн. долларов. Сбывали всё, причём больше всего пострадали «голубые фишки» – акции самых крупных и дорогих компаний на рынке. Хуже всего пришлось Сбербанку, компании «Вимм-Билль-Данн» и «Норникелю».

Аналитики западных инвестиционных банков предсказывали, что рынок ещё не скоро вернёт потерянные позиции. Но на этот раз испуганные западные инвесторы жестоко ошиблись. Тем, кто не купил акции к утру вторника, когда они были на самом дне, серьёзно не повезло. Потому что уже к середине дня, когда Дмитрий Медведев заявил о завершении военной операции на Кавказе, индекс РТС за полчаса набрал 3,5% и пробил отметку в 1800 пунктов. Сбербанк и «Вимм-Билль-Данн» в тот же день вернули себе все потерянные позиции. Другие компании приблизились к этому вплотную.

Большинство аналитиков всё ещё продолжают осторожничать, объясняя рост эйфорией и ожидая новой коррекции уже в ближайшем будущем. Ведь политическая ситуация остаётся напряжённой, нет гарантий того, что повтора или продолжения конфликта не будет. Впрочем, есть и те, кто предсказывает совершенно новый поворот. Российский рынок акций был недооценённым, то есть цены на акции компаний были ниже, чем на акции европейских или американских аналогов. «Сейчас эмоциональное отношение к России сравнимо разве что с тем, которое наблюдалось во время кризиса 1998 года. Российские акции выглядят недооценёнными: коэффициент «цена к прибыли» отечественных компаний составляет 7 – это очень низкий показатель», – говорит главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков.

В то же время экономика растёт очень высокими темпами: к концу года, по прогнозам Deutsche bank, рост ВВП может превысить 8%. Это много выше европейских показателей – 1–2%. При этом угроз как таковых нет: цены на нефть не подают никаких признаков снижения. Так что даже с началом конфликта с Грузией рейтинговое агентство Moody’s заявило, что рейтинг российской инвестиционной привлекательности понижен не будет. Это значит, что сегодня в стране существуют все условия для того, чтобы уже в ближайшее время на российских фондовых рынках начался настоящий бум. Если, конечно, рубль не подведёт.

По рублю война ударила лишь в понедельник. Но удар был подготовленным: за один день курс рубля по отношению к доллару снизился почти на 70 копеек, к евро – на 40 копеек. С начала войны на утро вторника доллар подорожал на 1 рубль 26 копеек. Подобного падения курса отечественной валюты не было со времён дефолта 1998 года. Но неожиданным после событий предшествовавшей пятницы назвать его было сложно. По оценке руководителя отдела конверсионных операций ING Wholesale Banking Алексея Боричева, за два дня – пятницу и понедельник – инвесторы вывели с валютного рынка порядка 15 млрд.

долларов – это почти треть общего объёма спекулятивного капитала, привезённого в страну с мая этого года.

Падение цен на акции – это тоже бегство капитала: акции продают в рублях, но затем рубли меняются на доллары и вывозятся из страны. Отсюда и падение: когда спрос на доллары резко вырос, а предложение рубля серьёзно увеличилось, изменились и курсы этих валют. В ЦБ РФ пытаются найти положительные стороны проблемы. Во-первых, утверждают там, даже подешевев, рубль остался в ценовом коридоре, который определил для него Центробанк. Во-вторых, более дешёвый рубль делает более конкурентоспособными товары отечественного производителя. Но это вряд ли кажется убедительными аргументами для тех, кто собирался вкладывать в рубль.

На следующий день, сразу после заявлений Медведева, курс рубля начал уверенно крепнуть: за один день он отыграл почти 25 копеек по отношению к доллару и больше 50 копеек по отношению к евро. Впрочем, аналитики убеждены: это укрепление не было случайным. Во вторник, по данным экономистов, ЦБ РФ провёл массированную продажу долларов на валютном рынке на общую сумму около 1 млрд. долларов. Тем самым ЦБ РФ попытался успокоить инвесторов, терявших на вложениях в рубль, и доказать, что он держит руку на пульсе событий и может их регулировать.

Только вот убедить этим скачком курса рубля всё равно никого не удалось. Во вторник, чтобы поддержать банки, Минфин и ЦБ в 30 раз увеличили объёмы кредитов для финансовых институтов, предложив на межбанковском рынке сразу более 300 млн. рублей средств. Банки одолжили у Минфина около 119 млн. рублей, а у ЦБ РФ – более 212 млн. рублей по ставке 7%. Для сравнения: ещё в прошлом месяце ЦБ РФ предлагал кредиты по ставке от 5% , и банки редко занимали более 10 млн. рублей в день.

По сути это означает, что, хотя фондовый рынок и курс рубля растут, банки совсем не уверены в скорой стабилизации рынка и ситуации в целом. Пока на потребителе это не скажется: один заём даже под такие проценты мало что значит для тех, кто собирается брать кредит. Но если ситуация не нормализуется, стоит ждать очередного удорожания кредитов. Тем временем Минфин вместо финансового плана до 2023 года и основных направлений налоговой политики на 2009–2011 годы представил на рассмотрение правительства план об увеличении государственных расходов. И план уже был одобрен премьер-министром Владимиром Путиным. Дополнительные расходы, по заявлению Путина, составят около 10 млрд. рублей.

Впрочем, цифра может быть увеличена вдвое. Эти деньги должны пойти на помощь семьям погибших и пострадавшим от конфликта на Кавказе, а также на восстановление разрушенных поселений в Южной Осетии. Обычно на практике увеличение государственных расходов означает очередной виток инфляции. Но на этот раз, по мнению российских экономистов, пока беспокоиться не о чем. «По сравнению с годовыми государственными расходами эта сумма ничтожна. Так, на сегодняшний день заявлено о 7 трлн. рублей государственных расходов, по факту они могут составить 7,5 трлн. рублей. Что такое 10–20 млрд. на этом фоне?» – говорит главный экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин.

Гораздо страшнее для экономики отток иностранного капитала и отрицательный приток иностранных инвестиций, который может стать следствием вооружённого конфликта. Экономисты Deutsche Bank ожидают, что в третьем квартале Россию ждёт именно отток иностранного капитала. То есть инвесторы начнут вывозить свои деньги. Евгений Надоршин не настолько пессимистичен. «Очевидно, отток будет, но поскольку июнь был очень хорош по показателям, я считаю, можно ожидать лишь некоторого снижения прогнозов.

Другими словами, объём инвестиций составит не 40 млрд. долларов, как я предполагал ранее, а 30 млрд.», – говорит Надоршин. Для российской экономики иностранные инвестиции – одна из серьёзных составляющих. Именно за их счёт страны финансируют свои внешние долги, кроме того, они являются важной частью роста ВВП. И уйдут ли инвестиции в отрицательную зону или лишь снизится их объём, российские экономисты сходятся в одном: индийско-китайских темпов экономического роста в 8% в этом году России уже не видать. Хорошо, если на конец года получится закрепиться на уровне 7,5% роста ВВП.