Закончен очередной период съемок фильма о молодом Штирлице
На модерации
Отложенный
Автор нашумевшего сериала "Ликвидация" Сергей Урсуляк закончил таллинский период съемок своего нового 16-серийного проекта "Исаев" о приключениях будущего штандартенфюрера Штирлица.
На съемки нового амбициозного шестнадцатисерийного проекта "Исаев" в Таллин мы напросились еще в декабре. И вдруг пошли слухи, что режиссер Сергей Урсуляк устал от журналистов и просит его не беспокоить. Связались напрямую, и оказалось, что Сергей Владимирович по-прежнему радушен: "О чем ты говоришь, старик? - кричал он в трубку. - Мы же договорились. Жду тебя в Таллине". Срочно получив визу в эстонском посольстве, приезжаем. Неожиданно выясняется, что сегодня команда трудится отнюдь не в столице, а в 100 километрах от нее, в городе Раквере. Несколько дней назад руководство музея, где должны были снимать сцену, решило не рисковать и отказалось освобождать помещение. Пришлось искать новую площадку.
Организационно-производственная часть подкачала. "Как это вы умудрились без потери времени отыскать подходящий "объект" в двух часах езды?" - удивляемся мы, все еще не понимая, как нам успеть на съемки. "А у нас везде свои люди", - отшучивается Саля, ассистент режиссера по актерам.
К слову сказать, на картине о советском разведчике работает немало эстонцев. Все они говорят на чистейшем русском. Впрочем, в Эстонии мне всего один раз пришлось переходить на английский. По крайней мере в Таллине 90 процентов жителей понимают русскую речь.
Один из участников, Сергей, приглашает нас в штаб, где обосновалась бригада. Российский десант высадился в Доме ветеранов-пограничников Эстонии, рядом с площадью, откуда совсем недавно убрали памятник советскому солдату. Из Раквере вместе с костюмами едем на арендованном у "Мосфильма" автобусе.
Пароль - "бриллианты"
Белогвардейская «сволочь» Граф Воронцов в исполнении Михаила Пореченкова и его любовница, которую сыграла Лика Нифонтова
Площадка - Музей старины Раквере, сцена - свидание советской шифровальщицы (Лика Нифонтова) с любовником, белогвардейцем графом Воронцовым (Михаил Пореченков). Сейчас доснимают части первого блока по роману Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата", потом займутся второй книгой советского классика "Пароль не нужен".
По сюжету ЧК обнаружила утечку драгоценностей и внедрила в преступную группировку молодого разведчика, который и должен установить, где находится бриллиантовое "подполье" и по каким каналам ценности переправляют в Лондон, Париж, Германию. Несмотря на то что Пореченков утомлен ночной поездкой в поезде, а вечером - снова в дорогу, актер травит байки, шутит, веселится: "Ух, Серег, да ты - звезда", - говорит он Урсуляку, который в это время позирует фотографу "Итогов".
Сам Урсуляк тоже начинал как актер, играл в театре "Сатирикон". Но на режиссерском поприще снискал куда большую славу: "Русский Рэгтайм", "Летние люди" по пьесе Максима Горького "Дачники", "Сочинение ко Дню Победы", "Неудача Пуаро" и т. д. В прошлом году он поставил 14-серийную картину "Ликвидация", которая стала настоящей бомбой телеэфира.
После долгой и тщательной подготовки (свет, звук, грим), совещаний с оператором Михаилом Сусловым, поработавшим в Голливуде ("Восход черной луны" с Томми Ли Джонсом), репетиций раздается команда: "Тишина на площадке! Мотор!" Группа замирает, Урсуляк с Сусловым смотрят в экран монитора, установленного в другой комнате. Лика Нифонтова, проговаривая текст: "Может, вам вообще уехать из страны, говорят, в ЧК завели иностранный отдел", - идет из одной комнаты в другую. Актриса раздевается (не до конца, впрочем), ее обнимает граф Воронцов, и тут же раздается команда "Стоп!". Пореченков щекочет Нифонтову (жену Урсуляка), та хохочет... "Сборная идиотов", - беззлобно вздыхает режиссер. И снова: "Тишина на площадке! Мотор!" - и тут же новый "пит-стоп".
Дублей будет очень, очень много - Урсуляк снимает долго. Он внимателен к каждой детали интерьера, к тому, как играют актеры, более того: по какому-то странному наитию реагирует на малейшее изменение освещения - это для группы самое страшное. Приходится переставлять софиты, и дело затягивается, соответственно, сместится график... А график в производстве решает многое.
Эта сцена в итоге "полировалась" почти восемь часов. А ведь казалось бы, героиня вошла в дом, произнесла несколько фраз, и любовники легли спать.
Ближе к десяти вечера группа расселась по нескольким автобусам и поехала в порт, где до четырех часов утра проработала над еще несколькими "незначительными" дублями.
Следующий день - "отсыпной". А потом - снова в бой. Приехал Даниил Страхов, который играет молодого Исаева, и эстонец Виктор Ламберт, резидент германской разведки Отто Нолмар. К слову, Виктора нашли в таллинском Доме-музее Петра I. Окончив ГИТИС, он впоследствии был вынужден вернуться в Эстонию и за отсутствием ролей устроился работать экскурсоводом. Урсуляк обратил на него внимание, когда в поисках интерьеров бродил по музею. С интерьером не сложилось, зато нашелся актер на роль главного антагониста советского разведчика.
Штирлиц шел по коридору
Даниил Страхов в роли разведчика Исаева
Сегодня немецкий агент Отто Нолмар принимает в своей резиденции молодого Штирлица и встречается со связной, все той же любовницей графа Воронцова. День начался с того, что режиссер распекал эстонскую сторону, нарушающую все сроки и договоренности: "Почему вчера художник полдня ждал, когда его пустят на объект? А сегодня почему тротуар не подмели, он ведь в кадр попадет! Ребята, если вы думаете, что мы приехали из Москвы халтурой заниматься, - ошибаетесь", - возмущается Урсуляк. Это единственный раз, когда он позволяет себе разговаривать на повышенных тонах - все остальное время это спокойный, уравновешенный человек, пользующийся безграничным доверием и уважением "спевшейся" команды.
В это время в стороне, покуривая, ходит Исаев - Даниил Страхов. Представляемся, и тут же в ответ: "Привет, я - Даня". Во время работы нет звезд, есть Миша (Пореченков), есть Даня, готовые общаться с прессой.
- Дань, вы как в проект попали?
- Понимаете, есть режиссеры, которым не откажешь априори, пусть даже жуткого маньяка предложат сыграть.
- Даже если бесплатно?
- Вот, например, несколько лет назад я снялся в "Перегоне" у Александра Рогожкина. Честно признаюсь, поначалу торговался с продюсерами насчет гонорара, но потом плюнул и пошел на уступки, это же Рогожкин. Мне также приятно и интересно сниматься у Сергея Владимировича. А когда услышал фамилию Исаев, за голову схватился: так это Штирлиц же будущий, что же мне с Вячеславом Тихоновым тягаться! Но потом осознал, что второй раз такого не предложат, и все сомнения в себе убил.
Для того чтобы быть актером, видимо, нужно периодически, для дела, убивать в себе еще и человека. На улице жара, а Страхов, затянутый в теплое пальто, ведь по сценарию конец сентября, весь день, дубль за дублем, под светом софитов спускается и поднимается по узкой лестнице, забитой киношным народом и массовкой - охранниками Нолмара. В перерывах актер прямо на тротуаре дремлет на стульчике и раздает автографы своим эстонским и российским фанатам. Рядом не дремлет Нифонтова.
- Лика, а почему вы кино не жалуете? Снимаетесь так нечасто, мало предложений?
- Дело не в том, что я кинематограф не жалую, но если есть возможность не зависеть от него - это замечательно. А то знаете, как бывает, нужны деньги, снимаешься в чем-то, связываешься с халтурщиками, гонорар проедаешь, а потом кино или сериал на экраны выходит - становится дико стыдно за себя. Признаюсь, никогда не откажу мужу. Хотя, честно говоря, были и Сережины картины, которые меня не устраивали.
У Урсуляка - актерская семья. Дочь Александра тоже известная актриса. Привезла родителям внучку. "Растут дети, рождаются внуки, а я их не вижу, - вздыхает Урсуляк. - С другой стороны, в моем возрасте простой - непозволительная роскошь… Ну что, ребят, готовы? Даня, подъем!"
На площадку мы приехали около одиннадцати, а уехали, тепло попрощавшись, ровно в 19.30 под голоса из громкоговорителей "Тишина на площадке! Мотор!". Будущий Штирлиц все шел и шел по коридору, вернее, вверх-вниз... по лестнице. Молодой ведь еще.
Урсуляк внимателен к каждой детали при построении кадра.Более того: по какому-то странному наитию реагирует на малейшее изменение освещения. Это для группы самое страшное — приходится переставлять софиты, и дело затягивается на часы
А вас я попрошу остаться
О новом фильме и о том, какое отношение он имеет к легендарной картине о разведчике Исаеве, говорить с Сергеем Урсуляком удавалось "порционно" - между дублями. Получилось коротко, но емко.
- Сергей Владимирович, не было опасений, что сравнивать начнут, ругать, Исаев-то потом Штирлицем стал?
- Что бы я ни делал, конечно, будут сравнивать с "Семнадцатью мгновениями". И больше тебе скажу - в любом случае не в мою пользу. Так что надо быстренько эти мысли из головы прогнать и дело делать.
- Вы в свое время мне говорили, что "Исаев" очень непохож на "Семнадцать мгновений"...
- Не "не очень", а никакого отношения к ним не имеет. И это не мое ощущение, а наблюдения людей, с которыми я работаю. Неправильно сравнивать с "Мгновениями", корректнее попытаться сопоставить с лентой Бориса Григорьева "Пароль не нужен" с Родионом Нахапетовым в главной роли. Хороший ведь фильм был. Если кто-то хочет уж говорить про ремейк, то мой проект - ремейк "Пароля" или "Бриллиантов для диктатуры пролетариата" Григория Кроманова с Владимиром Ивашовым.
- "Исаев", наверное, легче, чем "Ликвидация", идет? Руку-то набили?
- Гораздо тяжелее. Хотя бы потому, что всю "Ликвидацию" снимали в одном месте, в Одессе. А с "Исаевым" прыгаем, как блохи, с места на место: Ярославль, Москва, Севастополь, Кострома, Таллин. И так по кругу. Опять же массовых сцен гораздо больше. Плюс в силу того, что за эти два года сильно выросло кинопроизводство, трудно состыковать актеров - они люди крайне занятые: все что-то делают, снимаются, в театре играют.
- А в творческом плане? Мне вот один режиссер признался, что только недавно освободился от каких-то мелких производственных проблем и предался чистому творчеству: нужно ему синее небо и два облака - будет ждать до упора...
- Если у автора в картине именно это является сверхзадачей, ну и ладно. Мне важны другие вещи. Я, например, не облаков, а Сережу Маковецкого жду. Не буду без него эту картину снимать. И вот ищу в его графике те пять дней, которые он может мне уделить. То же самое с Мишей Пореченковым. Нет, я не свободен от производства, отнюдь. Больше тебе скажу: у вашего режиссера, видимо, бюджет такой вот, заоблачный был. У меня же денег хватает ровно настолько, чтобы снять картину в установленные сроки. Только сейчас про то, сколько тратится на картину, не спрашивай, ладно? Это не ко мне, к продюсерам. Скажу только, что здесь цифры на порядок выше, чем в "Ликвидации".
- Кстати, "финансисты" не вмешиваются? Один из продюсеров, Рубен Дишдишян, признавался, что от "Исаева" чуть ли не заоблачных результатов ожидает.
- Если мне человек говорит: хочу, чтобы так, я отвечаю - наверное, кто-нибудь другой вместо меня с это задачей лучше справится. Другое дело, что продюсеры, как и любой член съемочной группы, могут что-то посоветовать...
- Из Таллина уезжаете, и все - шабаш?
- О чем ты говоришь… работаем с января и отсняли ровно половину. Надеюсь, к ноябрю закончим.
Комментарии