Что ждет Россию после победы?

На модерации Отложенный

Победоносная миротворческая операция в Южной Осетии уже уходит в историю. Но что ждет нас после этой победы? И какие уроки мы должны извлечь из всего произошедшего?

Веры в дело Саакашвили хватило только на безответные залпы "Града"

Ровно неделю назад, утром 7 августа, был момент, когда казалось, что все кончено. Грузинская артиллерия всю ночь утюжила беззащитный Цхинвал, в радиоперехватах головорезы Саакашвили обещали стереть Южную Осетию с лица земли. В тот момент казалось, что ответом на эту агрессию станет лишь поток нот протеста и гневных заявлений. Еще малочисленные митинги у грузинского посольства. И только.

Наверное, мы перенесли бы это. Признаемся, за последние 20 лет мы переносили многое. Всегда находились люди, готовые оправдать такое невмешательство. Они осуждали наведение порядка в Чечне, даже когда басаевские банды вторглись в Дагестан. Неделю назад тоже нашлись бы поводы "не влезать не в свое дело". Но в душе подавляющего большинства осадок остался бы.

Но уже к середине дня в пятницу стало ясно, что все изменилось. Едва заскрипели гусеницы танков 58-й армии, стало понятно: мы окончательно перебрались в другую страну. Идущие к Цхинвалу танки вызывали гордость, смешанную с изумлением. Побросав танки и вагоны боеприпасов, грузинские военные унесли ноги. Видно, веры в дело Саакашвили хватило только на безответные залпы "Града".

Помните, Израиль из-за похищенного капрала Гилада Шалита вторгся на территорию Ливана и уничтожил тысячи арабов. Еще недавно казалось, что Россия не способна на такое. Теперь очевидно: рубикон преодолен. Не только буквально - в виде российско-грузинской границы, но и - что еще более ценно - в виде психологического барьера, мешавшего российским политикам и военным решительно отстаивать жизнь, честь и достоинство своих граждан.

Возникнут осложнения, отключим газ?

Что ждет Россию после победы на международной арене? Не испортятся ли отношения с США и европейскими странами? Со Штатами отношения и так не были лучезарными, и до завершения президентства Джорджа Буша вряд ли наступит какой-либо прогресс. Разгребать то, что на Кавказе (и не только) натворила нынешняя администрация, предстоит новому хозяину Белого дома. Как заявил глава МИД России Сергей Лавров, за океаном придется выбирать - "либо понятие престижа относительно виртуального проекта (речь идет о Грузии. - "Известия"), либо реальное партнерство по вопросам, которые действительно требуют коллективных действий".

Джордж Буш заявил, что действия России в Грузии поставили под угрозу ее вхождение в "структуры дипломатии, экономики и безопасности XXI века".

Речь в первую очередь идет о ВТО. Среди российских экономистов до сих пор идет спор, выгодно ли нам присоединение к этой организации. Что касается участия в "восьмерке", то обратный ход маловероятен: вряд ли члены этого "элитарного клуба" проявят единодушие, решив столь демонстративно отказаться от сотрудничества с Россией.

Об отношениях со странами ЕС сегодня в Сочи с президентом Дмитрием Медведевым будет говорить канцлер ФРГ Ангела Меркель. С объединенной Европой у нас более солидные и предсказуемые отношения. И дело не в том, что если возникнут проблемы, то "отключим газ". Делать это, конечно, Россия не будет, так как поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов. Но это гарантия обоюдная, а потому надежнее односторонних угроз.

На Западе, похоже, уже понимают, что с Россией придется работать в новых условиях. "Эта война в результате свидетельствует о возвращении России на международную арену, России, уверенной в себе, без комплексов заявляющей о своих национальных интересах и - чего не было раньше - о согласии содружества наций иметь дело именно с такой Россией, а не со слабым государством", - пишет в своей статье в газете "Фигаро" Элен Каррер д'Анкос, постоянный секретарь Французской академии.

Либо НАТО, либо Абхазия и Осетия

Серьезным отрицательным итогом победы может стать вступление Грузии в НАТО. Министр реинтеграции Грузии Темури Якобашвили в интервью газете "Гаарец" заявил, что единственно верной реакцией Запада на произошедшее в Грузии было бы размещение в регионе сил НАТО. Но в брюссельской штаб-квартире альянса знают: возможности НАТО не безграничны. И пока сложно представить, что контингент альянса будет отправлен в эту "горячую точку", а Тбилиси в срочном порядке позовут в сотоварищи. Кроме того, для вступления в НАТО Грузии необходимо урегулировать конфликты с Абхазией и Южной Осетией. Теперь есть только один способ сделать это: отказаться от любых претензий на их территории. Так что Грузии предстоит выбирать.

Что касается перспектив режима Саакашвили, то не только для России, но и для большинства стран Запада ясно: развязавший агрессию грузинский президент - политический труп. По данным "Известий", американцы уже активизировали в его окружении поиски достойной замены. В числе наиболее реальных кандидатов называют 34-летнего постпреда Грузии в ООН Ираклия Аласанию. Это не значит, что он будет лучше. Но с ним, не запятнавшим свои руки кровью мирных людей, все же можно будет вести диалог.