Александр Карелин: Олимпиада стала бенефисом нетитулованных
На модерации
Отложенный
Турнир борцов греко-римского стиля на этой Олимпиаде уже стал историей. Вчера состоялись последние финалы, итогом которых явились две медали в копилку сборной России. Награду высшей пробы завоевал дебютант Игр Асланбек Хуштов (96 кг), олимпийский чемпион Афин-2004 Хасан Бароев (120 кг) завоевал «серебро». Общий итог выступления россиян - четыре медали, из них три «золота» и одно «серебро». По просьбе корреспондента «Времени новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ трехкратный олимпийский чемпион Александр КАРЕЛИН прокомментировал выступления россиян.
- Наверное, для вас самым обидным явилось то, что тяжеловес Хасан Бароев не смог завоевать вторую золотую медаль?
- Обидно. Самое обидное место - второе. Ты вышел в полуфинал, значит, уже второй. Но и потом в финале, с которым связывались все надежды, ничего не изменилось. Я просто был однажды в таком состоянии, если помните, восемь лет назад. Могу сказать, что это самое обидное место. Жаль, что Хасан не смог выиграть. Но и кубинец, было видно, прибавил после прошедшего первенства мира во всех отношениях. Он выглядел более «проработанным», добавил килограммов десять да и по другим абсолютным показателям стал сильнее.
- Накануне Олимпиады спортсмены говорили, что прекрасно подготовились к Пекину. Что же произошло с некоторыми из них?
- Они готовились у нас, в Новосибирске. Работали на износ. Тренер команды Гоги Когуашвили никого не берег. И на тренировках и Бароев, и Мишин показали очень хорошую борьбу. Никто не отлынивал. И тем не менее эта Олимпиада стала бенефисом нетитулованных спортсменов. Все титулованные борцы оказались за чертой призеров - Самургашев, Мишин. «Золото» завоевали новички - Манкиев, Алиев, Хуштов. По сути, на наших глазах произошло рождение новых звезд. Да, наверное, в каком-то смысле последним было проще, чем знаменитым, потому что удерживать позиции всегда сложнее, чем завоевывать. В новой ситуации теперешние олимпийские чемпионы сумели лучше приспособиться, перестроиться, обуздали волнение.
- Чем объясните неудачу Алексея Мишина?
- Он не сумел совладать с эмоциональным накалом в зале. По работе, по профессионализму он достоин был золотой медали. Достоин был этого финала как минимум.
То, что с ним произошло, это та тема, которую я не раз озвучивал и многие повторяли. Накал и престиж Олимпийских игр настолько высок, что переплавляет очень многих. В случае с Асланбеком Хуштовым все наоборот. Обратная метаморфоза. Обуздал свои нервы. Со всеми разобрался в двух периодах. Незатейливо, односложно, очень убедительно. Решающий «обратный пояс» начал тянуть, освободился от рук, за восемь секунд до окончания. Сделать такой замечательный прием - значит не оставить шансов сопернику.
- Многие спортсмены и тренеры критиковали правила, которые вступили в силу не так давно и по которым проводился этот олимпийский турнир. Что вы думаете по этому поводу?
- Я считаю, что эти правила выхолащивают борьбу. Разорвать схватку на части - это потерять ее смысл, нерв. Плюс обилие элементов случайности. Теперь в борьбе столько субъективизма, крючков и разночтений, что роль арбитра, по сути, заменяет большую часть находок и рекомендаций тренеров в подготовительном процессе.
- Борьба с переходом на этот формат больше потеряла, чем приобрела?
- Да. И здесь, в Пекине, и на последнем чемпионате мира в Баку ко мне подходили люди, которые всегда переживали за наш вид спорта, и спрашивали, почему это так, а это по-другому. Получается, что болельщики с 30-летним стажем не понимают, что происходит на ковре. Они потеряли состояние ощущения поединка.
- По пятибалльной системе какую оценку вы поставили нашей команде, подводя итоги турнира?
- Можно без пяти баллов? Я бы сказал так: мы возвращаемся. Произношу эти слова, и мурашки бегают по коже, потому что после первого дня и печального второго настроение было, сами понимаете, какое. И тем не менее я понял, что с нами стали считаться. Я видел, как специалисты изучают турнирную сетку, и если по жребию напротив фамилии их спортсменов попадаются наши ребята, то им становится неприятно.
Смена поколений - болезненный процесс. И просто мы поняли и начали что-то делать раньше других. Посмотрите на турков, другие команды, которые столкнулись сегодня с аналогичными проблемами. Мы поняли, что надо работать, и начали восстанавливаться. После этой Олимпиады я могу с уверенностью сказать, что мы возвращаемся.
Комментарии