Поход россиян к грузинским берегам

На модерации Отложенный

Участие российского Черноморского флота в «операции по принуждению к миру Грузии» стало дополнительным фактором дестабилизации ситуации в бассейне Чорного моря.

Впервые с момента раздела между Киевом и Москвой ЧФ бывшего СССР, та его часть, что получила название российского Черноморского флота, применила оружие, стреляя не по мишеням на полигонах и в районах боевой подготовки, а ведя огонь на поражение. Новую страницу в истории ЧФ РФ помогла написать политическая и военная поддержка Москвою сепаратистских режимов в Южной Осетии и Абхазии, логичным продолжением которой стали последние события в Грузии.

Желание использовать ЧФ в качестве инструмента влияния на поведение Тбилиси имелось у Москвы давно. В последние годы это стало особенно очевидно. Достаточно будет вспомнить походы кораблей Черноморского флота к берегам Грузии в 2006-м и 2007-м годах и причины, по которым они состоялись.

Так, для борьбы с «государственным терроризмом» Грузии в октябре 2006 года к Кавказскому побережью отправился отряд боевых кораблей Черноморского флота в составе флагмана ЧФ ракетного крейсера «Москва», десантных кораблей «Азов» и «Цезарь Куников». Поводом для выхода сил ЧФ в юго-восточную часть Черного моря стало обострение грузино-российских отношений в связи с задержанием Тбилиси по подозрению в шпионаже четырех офицеров группы российских войск в Закавказье. На официальном уровне появление кораблей российского ВМФ у берегов Грузии было представлено как участие в проводимой по инициативе Турции операции «Черноморская гармония», главной целью которой является предотвращение угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения в Черноморском регионе. Вместе с тем, приглашения принять участие в этих морских маневрах их инициатор – Анкара, не дождалась.

В ноябре 2007-го к побережью Кавказа отправились сторожевой корабль «Ладный», большой противолодочный корабль «Керчь», десантные корабли «Ямал» и «Цезарь Куников», спасательный буксир «Шахтер». На этот раз выход кораблей на боевую службу удивительным образом совпал с обострением внутреннеполитической ситуации в Грузии. Осенью прошлого года в стране разразился политический кризис, обусловленный требованиями грузинской оппозиции провести досрочные выборы президента и парламента. Оппозиционными силами было объявлено о начале проведения бессрочных акций протеста, вылившихся в последствии в столкновения с полицией. В данной ситуации не скоординировав заявления по поводу целей пребывания сил ЧФ у берегов Грузии, одни официальные источники российского Минобороны объявили, что корабли ЧФ находятся там для проверки сил постоянной готовности Черноморского флота главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом Владимиром Высоцким, другие – что флот участвует в операции «Черноморская гармония».

Широкомасштабная «миротворческая» операция вооруженных сил РФ на территории суверенного кавказского государства образца 2008 года потребовала куда более весомого участия ЧФ РФ. Обмолвившись словом, что к морской границе Грузии 10 августа из Севастополя прибыли ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Сметливый», суда обеспечения, а так же огласив о том, что «в этом районе уже находятся три больших десантных корабля, которые прибыли ранее из Севастополя и Новороссийска», российская сторона промолчала о главном. Не считая судов вспомогательного флота, к грузинским берегам было стянуто порядка 44% боевых кораблей и катеров Черноморского флота.

Что касается сил флота, размещенных на территории Украины, по самым скромным подсчетам, без учета кораблей находящихся в ремонте, участие в операции против Тбилиси приняло 57,5% от общего числа боевых единиц ЧФ.

Так, на момент прибытия флагманского корабля и корабля сопровождения к границе грузинских территориальных вод здесь уже находились большие десантные корабли «Ямал», «Цезарь Куников», «Саратов», малые противолодочные корабли «Суздалец», «Александровец», «Муромец», «Поварино», «Касимов», морские тральщики «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист», «Лейтенант Ильин», малый ракетный корабль «Мираж», ракетные катера РК-953, «Ивановец», РК-955, РК-952, корабль разведки «Экватор», спасательное судно «Эпрон», морской транспорт «Генерал Рябиков», буксиры «Орион» и МБ-31, морские танкеры «Иман» и «Койда».

Под разными предлогами большинство из этих плавсредств прибыли сюда заранее, а значит, не питая иллюзий по поводу грядущих боевых столкновений с Тбилиси, российской стороной заранее был проработан и сценарий открытия второго фронта в Абхазии.

Итогом же так называемой «миротворческой» операции РФ на море, согласно официальным сообщениям российской стороны, стало уничтожение трех катеров грузинского военного флота. При этом одна из боевых единиц ВМС Грузии – ракетный катер «Тбилиси» был уничтожен 10 августа во время стоянки у причала в военной гавани порта Поти, а не во время атаки четырех ракетных катеров грузинских ВМС на корабли ЧФ, о чем на брифинге в Москве сообщил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил РФ Анатолий Ноговицын. К тому же, российской стороне было прекрасно известно, что, несмотря на наличие кораблей-носителей, в арсенале у грузинских военных моряков основных средств поражения морских целей – противокорабельных ракет, просто нет.

Впрочем, едва ли участие ЧФ РФ в военном походе на Грузию можно охарактеризовать победным. Логичным последствием конфронтации Москвы и Тбилиси на море вполне может стать отказ грузинской стороны от участия в таком «инструменте поддержания мира и стабильности, а также сближения стран Черноморского региона», как «Блексифор» (Black Sea Naval Cooperation Task Group), представляющем собой соединение кораблей военно-морских сил государств Черного моря. Так, в соглашении о создании этой военно-морской группы, подписание которого состоялось 2 апреля 2001 года в Стамбуле, говорится, что основными задачами многонационального корабельного соединения являются проведение поисково-спасательных, гуманитарных, противоминных операций, а также мероприятий по защите окружающей среды. Сравнительно недавно, военные моряки Грузии, Румынии, Болгарии, Украины, Турции и Российской Федерации взяли на себя еще одну важную миссию – борьбу с терроризмом.

Именно для того, что бы быть готовыми к решению такого рода задач, каждый год корабли ВМС стран Черноморского региона собираются вместе и отрабатывают практические действия – тактическое маневрирование, проводка кораблей за тралами, защита от средств нападения противника, блокада морского района, досмотр судна-нарушителя эмбарго. За последние годы «Блексифор» превратился в действенный механизм обеспечения безопасности в бассейне Черном море.

Нынешние события в Грузии поставили под вопрос не только будущее, но и само существование этого механизма. Выход одной из сторон, а в данном случае не исключено, что к такому шагу может прибегнуть Тбилиси, означает потерю «Блексифором» своей легитимности. А это уж точно не в интересах РФ. Являясь противником расширения влияния НАТО на черноморский регион, а в частности выступая против включения бассейна Черного моря в сферу проводимой под эгидой Альянса операции по борьбе с терроризмом на море «Активные усилия», Москва неоднократно заявляла, что Черное море – это закрытый клуб, где посторонним делать нечего. РФ считает, что черноморские государства в состоянии самостоятельно сообща бороться с угрозой терроризма и рядом других асимметричных угроз.

С поправкой на развитие ситуации в регионе, сегодня корабли, входящие в состав Черноморской военно-морской группы, проводят учения не в восточной, как планировалось, а в западной части Черного моря. Вместо Новороссийска и Батуми, они посетят порты Болгарии и Румынии. Впрочем, конфликт на Кавказе внес свои коррективы не только в мирные планы военных. На какой-то период он изменит жизнь региона, еще раз показав всему миру, что такое война.