День войны стоил России 2,5 млрд рублей, Грузии - 4,8 млрд

На модерации Отложенный

10 аналитиков Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) три дня считали, сколько стоит в денежном выражении один день войны в Южной Осетии для каждой из сторон. Результат подсчетов: для России - 2,5 миллиарда рублей, для Грузии - 200 миллионов долларов (4,8 миллиарда рублей).

Официально война между Россией и Грузией длилась пять дней - с 8 по 12 августа.

- 2 миллиарда рублей в день - это самый минимум из того, что тратила Россия на войну, - сообщил "Труду" директор Центра АСТ Руслан Пухов. По его словам, это только чисто военные расходы, но в них включены и эвакуация и размещение беженцев, их снабжение, медицинская помощь.

- Правда, мы считали только то, что вообще поддается какому-либо корректному подсчету по общепринятым мировым методикам, - уточнил эксперт. - Это, например, стоимость вылета одного самолета и вертолета, суточное использование танка, боевой машины пехоты, корабля, расходы топлива.

Оценить стоимость уничтоженной или поврежденной боевой техники специалисты Центра АСТ пока не взялись, поскольку обобщенные данные об этих потерях Минобороны закрыло.

На данный момент военное командование официально сообщило только о потерях самолетов: это три штурмовика Су-25 и один стратегический бомбардировщик Ту-22М3. Но даже приблизительно не сказано о выведенных из строя танках, бронетранспортерах, боевых машинах пехоты, автомобильной технике.

А ведь такие потери были, и это видно хотя бы из телерепортажей из Южной Осетии. И даже если подсчитать только цену потерянных самолетов (это 2,5 млрд. рублей за все четыре самолета), то стоимость одного дня войны увеличивается до 2,5 млрд. рублей.

- Также мы не учитывали расходы по истраченным боеприпасам, - пояснил Руслан Пухов. - Единственное, что можно с уверенность сказать, - что дорогого, высокоточного оружия применялось мало, в основном огонь велся обычными, относительно дешевыми снарядами, бомбами и ракетами.

Исходя из цен на мировом рынке оружия, стоимость одного танкового выстрела составляет 200 долларов, артиллерийского снаряда - 150, гранаты - 8, тысячи автоматных патронов - 30, ракеты "Смерч" - 2000, авиабомбы объемного взрыва - 3000 долларов. Кстати, в экспертном сообществе нет единого мнения, надо ли заносить в убытки расходы на боеприпасы в современных кратковременных войнах. Многие специалисты полагают, что как раз наоборот. По их оценкам, у России еще с советских времен накопился избыток боеприпасов, причем огромная их часть с давно истекшим сроком годности. С точки зрения экономической целесообразности отстрелять их как можно больше намного выгоднее, чем хранить на складах или утилизировать на специальных полигонах.

По заключению экспертов Центра АСТ, в общих расходах России на военную операцию на Кавказе наибольший удельный вес приходится на топливо - это не менее 1,2 млрд. рублей в сутки.

С наступлением перемирия, полагают специалисты в области военной экономики, военные расходы России на Кавказе уменьшились незначительно. К тому же по распоряжению президента Дмитрия Медведева скоро начнутся так называемые боевые доплаты личному составу в зоне кавказского конфликта, как это было в период второй чеченской кампании (1999-2001 годы). Тогда за участие в боевых опе рациях каждому рядовому ежедневно доплачивали 810 рублей, сержанту - 830, офицеру - 900.

- Сейчас цифры будут другие, побольше, - сказал "Труду" замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.



- Для Грузии посчитать расходы на войну труднее, - говорит Руслан Пухов. - Она понесла по сравнению с Россией значительно более серьезные потери в людях, материальной части, у нее на большую глубину разрушена военная и гражданская инфраструктура. Точные данные о масштабах потерь грузины скрывают.

Эксперты считают, что эта страна теряла не менее 200 млн. долларов в сутки. Но есть важный нюанс. Военная экономика Грузии целиком оплачивается из американского бюджета: в 2007 году военные траты Грузии составили 1 млрд. долларов. Своих таких денег у Грузии нет. При этом известно, что закупки военной техники и оружия ей обходились не по ценам мирового рынка, а со скидкой в 50-80%. Как говорят эксперты, Украина, например, продавала Грузии модернизированные самолеты Су-25 (по грузинской классификации - "Мимино") по 3 млн. долларов, в то время как их реальная цена - 8-10 млн. долларов.

Легче всего подаются подсчетам траты США на войну в Ираке. Они не включены в текущие расходы Пентагона, а проходят отдельной статьей в бюджете, все дополнительные ассигнования утверждаются конгрессом и публикуются открыто. В недавно опубликованном докладе конгрессменов-демократов из комитета по вопросам экономики конгресса США сказано, что один день иракской войны обходится американским налогоплательщикам в 0,5 млрд. долларов. А по утверждению лауреата Нобелевской премии в области экономики, главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица, каждая среднестатистическая американская семья ежемесячно платит за войну в Ираке 138 долларов.

В то же время эксперты считают, что бремя военных расходов Америке переносить сравнительно легко: она воюет на деньги, взятые в кредит. К этим заемным средствам, по утверждению ряда специалистов, вполне можно отнести и средства российского Стабфонда, размещенные в американских ценных бумагах.

Центр анализа стратегий и технологий занимается исследованиями в области военно-технической и оборонной политики России. Создан в 1997 году выпускниками МГИМО. Поддерживает научные контакты с Боннским международным центром по проблемам конверсии, Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира, Лондонским институтом стратегических исследований, Фондом стратегических исследований в Париже. 

Анатолий Ноговицын, замначальника Генштаба генерал-полковник:

- Пока мы только приступили к оценке потерь и повреждений военной техники. Вот смотрите (показывает фотоснимок штурмовика Су-25): в двигатель этого самолета попала ракета, выпущенная из переносного зенитно-ракетного комплекса типа "Стрела" или "Игла". Она наводится по тепловому следу. Несмотря на повреждение, летчик сумел вернуться на подбитом самолете. Мы не знаем, подлежит ли самолет восстановлению или его надо списывать. Специалисты его внимательно осмотрят и дадут заключение, как поступить.

При этом списать технику не всегда легче. Чтобы было понятно, расскажу на своем примере. Еще когда я служил на Дальнем Востоке, купил себе праворульную "Тойоту". Со временем понял, что мне нужен другой автомобиль: более современный, экономичный и с левым рулем. Но привык я к своей старой "Тойоте"! И по деньгам считаю, что лучше: ездить на старой или купить новую? Так и с военной техникой. Иногда лучше помучаться с ремонтом, а в других случаях даже при небольших повреждениях дешевле будет ее списать и закупить новую.